Содержание
«Военная Литература»
Биографии
М. Ялыгин

Атакует "мститель"

Молодой летчик-истребитель сержант Василий Томаров на Волховский фронт прибыл в октябре 1942 года из Ейского военно-морского авиационного училища.

Прошло около пяти месяцев с тех пор, как он уехал из Уфы. Там Василий в 1939 году закончил аэроклуб и остался работать инструктором. Когда началась война, просился на фронт. Не отпустили. Несколько групп курсантов обучил он летному делу за первый год войны. Лишь с пятым выпуском летом 1942 года ему удалось наконец-то остаться в военно-морском авиационном училище, в которое зачислили почти всех аэроклубовцев.

И вот Василий Томаров на фронте. У штабного домика толпились летчики и о чем-то оживленно разговаривали. Василий подошел к ним, поздоровался, немного постоял, послушал, и все созданные его воображением картины фронтовой жизни померкли, показались наивными и смешными.

— Нас тут «безлошадных», почитай, на целый полк наберется, — оказал один из летчиков.

— Новички прибывают и прибывают, — сказал второй, кивнув в сторону Томарова. — А вот о поступлении новых самолетов что-то не слыхать.

Ничем не обрадовали сержанта и в отделе кадров. Ему дали направление в смешанный авиационный полк и со словами: «Устраивайтесь — там будет видно», — отпустили.

С неделю крутился Василий возле самолетов, подходил к техникам, иногда помогал им в их нелегком и хлопотливом труде. Командир эскадрильи капитан [178] Осадчий словно бы и не замечал новичка. Да это было и понятно: самолетов не хватало даже для опытных, бывалых летчиков.

Шли дни. Василий потерял надежду, что командир обратит на него внимание. Но как-то солнечным утром капитан вдруг подошел к нему и приказал:

— А ну-ка, Томаров, давайте в «спарку» (так называется двухместный учебный истребитель). Посмотрю, что вы умеете.

И вот учебный «ишачок», уверенно разбежавшись по снежному полю, взмыл в небо.

— Летаешь ты прилично, — сказал комэск после посадки. — Ну, а воевать научишься. Завтра слетаем еще разок, а потом возьму с собой, посмотрю, каков ты в деле.

Комэск сдержал слово. После второго полета он взял Томарова на боевое задание.

— Задача наша простая, — говорил командир перед вылетом. — Будем охранять Дорогу жизни. Чтобы ни один фашистский самолет не прорвался. С истребителями сопровождения в бой по возможности не ввязываться: наше дело — «юнкерсы», их будем бить. Истребителями займутся другие.

Через полчаса группа капитана Осадчего в составе четырех «ястребков» была в воздухе.

...К Ладоге истребители подошли в районе Кобоны. Отсюда начиналась знаменитая Дорога жизни. Василий увидел ее сразу: с берега на лед одна за другой съезжали тяжело груженные автомашины и вереницей двигались в сторону противоположного берега. Их неровная, извилистая цепочка с высоты казалась затейливым ожерельем, протянувшимся от Кобоны до самого горизонта.

Едва «ястребки» сделали круг над дорогой, вдали показались фашистские бомбардировщики. «Юнкерсы» шли четким и плотным строем.

— Все атакуем ведущего! — раздался в наушниках голос командира. — Внимательно следите за мной, не зевайте...

Используя преимущество в высоте, Осадчий направил свой «ястребок» на ведущего.

Василий не отрываясь следовал за комэском. Секунда, вторая, третья, и он совсем близко увидел серый с черным крестом сигарообразный фюзеляж «юнкерса». [179] Прильнув к прицелу, поймал флагмана в перекрестие и со всей силой нажал на гашетку пулеметов. Сержант не запомнил, сколько времени вел огонь, но зато ясно видел, как десятки огненных стрел вонзились в машину вражеского флагмана. Опомнился лишь на развороте, когда комэск повел группу во вторую атаку. Теперь строй «юнкерсов» смешался. Ведущего на месте не было. «Где же он?» — подумал Василий и стал осматриваться. Фашистский флагман резко снижался, скользя на правое крыло. За ним причудливо закручивался дымный след.

После второй атаки «ястребков» строй «юнкерсов» окончательно нарушился. Беспорядочно сбрасывая бомбы, они разворачивались и, прибавив скорость, уходили.

Наши «ястребки» возвратились домой без потерь. Комэск был доволен: новички в первом бою не оплошали. И хотя сбили всего-навсего один «Юнкерс», зато ни одна бомба не упала на Дорогу жизни.

После приземления командир поздравил летчиков с победой.

— А вас, сержант, — обратился он к Томарову, — поздравляю вдвойне: с первым боевым вылетом и первой победой.

Василий смутился и как-то неуверенно сказал:

— С победой? А разве и я...

— Конечно, и ты, — подбодрил его комэск. — По флагману все ударили здорово. Хо-о-ро-о-шо ударили! Ты что не стрелял?

Василий смутился еще больше.

— Ого, не стрелял, — поддержал комэска один из летчиков. — Саданул ему в самое чрево! — А потом, подойдя к Василию, вполголоса сказал ему:

— Ну, даешь! Смотрю, уж и «юнкерсов» проскочили, а ты все садишь и садишь... Не тушуйся: в бою и не такое бывает. А своему первому ты сполна выдал. Можешь мне поверить.

Комэск еще несколько раз брал Василия на задания, но молодой летчик догадывался, что капитан все же щадит его, и очень тяжело переживал это.

— Дорогой юноша, зря себя терзаешь, — наставительно говорил капитан сержанту, когда тот обращался к нему с просьбой взять его на особенно трудное [180] задание, — не торопись, всему свое время. Я сказал, что воевать научишься. Вот и учись потихоньку.

Но фронтовые университеты молодому летчику пришлось продолжать не в авиации, а в пехоте.

...Шли первые дни нового, 1943 года. Волховский фронт готовился к прорыву блокады Ленинграда. Молодых летчиков-сержантов временно откомандировали в 8-ю армию. Там Томарову дали направление в 14-ю отдельную стрелковую бригаду, входившую в войска ударной группы.

В штабе бригады его определили в минометный дивизион.

— Так, значит, летчик? — переспросил Василия командир дивизиона капитан Апальков.

— Летчик, товарищ капитан.

— Не унывай, сержант. Временное это дело. Немыслимо летчиков в пехоте держать. Вот будет самолетов поболе, и заберут снова в авиацию... А пока определю-ка я тебя к разведчикам. Это дело будет тебе, пожалуй, поближе.

Так стал Василий Томаров разведчиком минометного дивизиона.

После прорыва блокады Ленинграда он участвовал в боях за Синявинские высоты, а затем в жестоком, затяжном и кровопролитном февральско-мартовском сражении за расширение коридора в направлении на Мгу — Тосно. В апреле и мае обеспечивал «работу» знаменитой «мельницы» — так кем-то в шутку, но очень метко был назван разработанный штабом Волховского фронта план длительного артиллерийско-авиационного наступления наших войск в условиях собственной и вражеской стабильной обороны.

Минометный дивизион бригады принимал самое непосредственное и активное участие в осуществлении этого плана.

Командующий Волховским фронтом Маршал Советского Союза К. А. Мерецков впоследствии писал в своей книге «На службе народу», что в течение двух месяцев неумолимые и беспощадные жернова фронтовой «мельницы» перемалывали войска противника, особенно его резервы, и что пленные фашистские офицеры сообщали [181] в то время о разброде в штабе 18-й армии, о постоянных жалобах ее полевых командиров на «бездонную мгинскую бочку».

За активное участие в операции «мельница» сержант Томаров в конце мая был награжден медалью «За боевые заслуги». Вскоре партийная организация дивизиона приняла его кандидатом в члены партии.

— Молодец! На «мельнице» хорошо поработал, — пошутил заместитель командира по политчасти лейтенант Гуров, поздравляя Василия.

Но не зря говорят, что радость и беда всегда рядом ходят. В эти дни Василий получил из дома письмо. В нем сообщалось, что в боях с фашистами погибли отец и брат. Тяжело переживал он горестную весть. Сердце его словно окаменело от горя.

Прошло несколько дней. Сержант по-прежнему ходил мрачный и неразговорчивый, что несвойственно было его веселому и общительному характеру. Поэтому, когда командир вызвал его к себе, то прежде всего сказал ему:

— Ну-ка, приободрись, Томаров! Знаю о твоем горе, поэтому хочу тебя немного порадовать. Получен приказ немедленно откомандировать всех летчиков из наземных частей обратно в авиацию.

—  Не может быть! — растерянно сказал Василии.

— Это так, сержант! — подтвердил капитан Апальков. — Я говорил, что придет время и всех летчиков вернут в авиацию? Говорил. Вот оно и пришло. Жаль отпускать: разведчик ты — что надо. Да грешно держать летчика в пехоте... Давай, орел, лети! — сказал командир на прощанье и легонько подтолкнул Томарова к выходу.

После двухмесячного переучивания на самолете Ил-2 младший лейтенант Василий Томаров вместе со своими товарищами Фроловым и Давыдовым прибыл на Волховский фронт в штаб 14-й воздушной армии. Летчиков направили в 872-й штурмовой авиаполк.

Полк располагался в небольшой деревушке. За ней начинался молодой сосняк, за которым раскинулось достаточно широкое и ровное поле, по краям заросшее ольшаником и расцвеченное большими полянами иван-чая и белой ромашки. Оно протянулось от края леса до [182] крутого обрыва. Это и был аэродром. Внизу, за обрывом, была еще одна деревня.

«Ну и ну! — подумал про себя Василий. — Чуть мазанешь на взлете или при посадке — и поминай как звали, под обрыв и на деревню».

— Что, не приглянулся наш аэродром? — спросил его лейтенант Федяков, которому командир поручил познакомить новых летчиков с аэродромом.

— Да нет, — смутившись, ответил Василий. — Вот обрыв, правда, — штука неприятная.

Приучать новых летчиков к полетам командир полка подполковник Кузнецов начал сразу. На следующий день после прибытия он спросил Томарова:

— Аэродром осмотрели?

— Осмотрел, — ответил Василий.

— Небось, сердце у обрыва екнуло?

— Было дело.

— Ничего, обрыва не бойтесь: для взлета и посадки метров вполне хватает... Если, конечно, их не транжирить.

— Это я понял, когда прикидывал.

— Ну вот и хорошо! Вот и ладненько! Значит, завтра и слетаете. Самостоятельно?! — в упор, внимательно, испытующе глядя в глаза Василия, не то спросил, не то приказал командир, а потом, выждав с полминуты, спросил: — А может на «спарке», с комэском?

— Нет! — твердо сказал Василий. — Лучше сразу самому.

На следующий день он произвел двадцатиминутный тренировочный полет по кругу.

— Молодец! — похвалил его Кузнецов, вытирая носовым платком до блеска выбритую голову. — Хватка есть. Но все-таки имейте в виду — расстояние от сосняка до обрыва — только-только, ни метра больше.

Командир полка определил Томарова в третью эскадрилью и представил его комэску.

— Николай Платонов, — назвал себя старший лейтенант, сдавив ладонь новичка крепким мужским пожатием, от которого слипаются пальцы.

— Берите себе этого молодца, устраивайте, — сказал Николай Терентьевич Платонову. — С боевыми заданиями повремените. Пусть пообвыкнет и подучится.

Старший лейтенант Платонов, высокий и стройный блондин с привлекательным и улыбчивым лицом, сразу [183] понравился Василию. Было приятно идти с ним рядом, подлаживаться к спокойной, неторопливой походке, чувствовать около себя уверенного, сильного и приятного человека. Даже ордена Краевого Знамени и Красной Звезды на гимнастерке комэска не смущали молодого летчика, а как-то совершенно естественно ставили его в положение младшего товарища, нуждающегося в поддержке и помощи старшего.

По дороге летчики разговорились. Василий рассказал, как вырвался из аэроклуба на фронт, почему оказался в пехоте. Николай Платонов говорил о фронтовых делах эскадрильи.

— На днях при штурмовке Синявинских высот погиб наш летчик Гурий Максимов, — сказал он и посмотрел в глаза новичка.

— Понимаю! — сказал Василий. — Значит, я на его место?

— Да! — без обиняков ответил комэск. — Гурий был не только настоящим летчиком, но и надежным товарищем. Его самолет подбили над целью вражеские зенитки. Но Гурий и стрелок Дима Чупров на горящем самолете, оба раненные, продолжали штурмовать фашистов.

Платонов умолк и задумался...

Василий терпеливо ждал продолжения рассказа.

— Мы все видели своими глазами и слышали по радио их последние слова: «Прощайте, ребята! Бейте фашистов и за нас!» — Они направили свой пылающий «ил» на фашистский склад боеприпасов и разнесли его вдребезги. — Комэск снова умолк и долго ничего не говорил.

Молчал и Томаров...

Оба они в эти минуты думали об одном — о подвиге товарищей.

«А как бы поступил я? — размышлял Василий. — Смог бы вот так, как они? Или схватился бы за «последнюю соломинку» — кольцо парашюта?»

Он долго не мог ответить на этот вопрос. В его голове теснились противоречивые мысли...

Комэск рассказал новичку и о других летчиках полка. Василий узнал о мастерских штурмовках Николая Белова, Георгия Ульяновского, Сергея Федякова...

Штаб и общежитие летчиков третьей эскадрильи размещались в большой бревенчатой избе. В палисаднике [184] перед избой, увешанные красными гроздьями, красовались две рябины.

Комэск познакомил Томарова с адъютантом эскадрильи лейтенантом Киричком, сел у стола и сказал:

— Теперь о главном. Хотя у нас здесь и не школа пилотов, но вам придется немного поучиться. Завтра составим программу подготовки... до зимы: все равно скоро наступит ненастье. В бой не пущу, пока не буду лично убежден, что вы к этому готовы!

...И потянулись опять учебные дни и недели: взлет, посадка, взлет, полет по кругу и опять посадка, полеты по маршруту, тренировочные стрельбы и бомбометание.

За месяцы осеннего ненастья молодой летчик успел пройти курс боевой науки не только у Платонова, но и у других бывалых летчиков полка. Веселый, общительный и дружелюбный по характеру, умеющий учиться у товарищей и всегда ладить с ними, он очень скоро стал для всех своим. Его уже никто не считал новичком, хотя Василий еще ни разу ни с кем не вылетал на задания.

Вскоре полк перебазировался на другой аэродром в район небольшой лесной деревушки. Здесь была настоящая глухомань.

Ленинградский и Волховский фронты готовились к новому наступлению. Летчики полка все чаще стали вылетать на боевые задания. Правда, летали в основном парами на «свободную охоту» и на разведку противника в районы Синявинских высот, Новгорода, Подберезья и других крупных узлов обороны фашистов.

Василий видел все это и, естественно, рвался в бой.

6 декабря после очередного проверочного полета он пожаловался комэску:

— Сколько можно попусту утюжить воздух? Кровь кипит: за батю и брательника пора с фашистами рассчитаться.

— Не терпится, значит? — сказал Платонов. - Ладно, я подумаю.

Вечером он подошел к Томарову и сказал:

— Завтра возьму на разведку. Готов?

— Давно, товарищ командир! — обрадованно ответил летчик.

— Мы должны выявить места наиболее крупных скоплений фашистских войск и техники к югу от Новгорода, — и Платонов стал по карте подробно рассказывать о предстоящем полете. [185]

— Погода пока неважная — все время низкая облачность. Не для истребителей погода. Нам это на руку. Но зенитки все равно жару дадут — тут уж никуда не денешься, — сказал комэск в заключение.

— Штурмовать, значит, не будем? — спросил Василий.

— Запомни, наше дело — разведка, — ответил комэск. — Штурмовать будем лишь самые важные объекты и только после выполнения основного задания. Так что успокой свою кровь и готовься к вылету.

На следующее утро взлетевшая с лесного аэродрома пара штурмовиков, прижимаясь к нижней кромке облаков, взяла курс на Новгород.

Первый вылет Томарова прошел успешно. Командование получило от воздушных разведчиков ценные сведения о движении и сосредоточении фашистских войск южнее Новгорода.

После этого вылета Василий Томаров еще больше сдружился с летчиками полка, а в декабрьские 1943 и январские дни 1944 года вместе со всеми готовился к новым боям.

И вот наступил долгожданный день. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов начали, сражение за окончательную ликвидацию вражеской блокады Ленинграда.

...На Волховском фронте утром 14 января 40 минут гудел воздух и содрогалась земля от несмолкаемой канонады. Василий Томаров и воздушный стрелок Николай Кравченко, удобно пристроившись под плоскостью штурмовика, с радостью вслушивались в грозный гул. На фюзеляже их самолета красовалась свежая надпись «Мститель». Ее накануне по просьбе Василия и с разрешения командира полка сделал механик.

Но в первый день наступления штурмовики так и не смогли вылететь на задание из-за плохой погоды.

Наступило 15 января.

На аэродроме оживленно. Летчики и воздушные стрелки не отходят от машин, так как команда на вылет может последовать в любую минуту.

Все готово: подвешены эрэсы и авиабомбы, зарядные ящики набиты снарядами я патронами, не раз проиграны все варианты полета. Задание не простое — надо преодолеть мощную противовоздушную оборону противника и нанести бомбардировочно-штурмовой удар [186] по вражеским войскам и технике в Подберезье, Новгороде и Люболядах. Этих ударов с нетерпением ждут воины 59-й армии, ведущие ожесточенные бои за Подберезье.

Наконец-то над аэродромом взвилась ракета — команда на вылет. И вот уже, поднимая снежную пыль, штурмовики выруливают на старт и сразу взлетают.

Первой уходит на задание группа Ульяновского. За ней шестерка Платонова, в которой в основном «старики», из молодых только Томаров и Фролов.

...Пока полет проходит над своими войсками, летчики и стрелки наблюдают за тем, что происходит на земле. Но вот в небе раздался оглушительный треск и грохот первых разрывов зенитных снарядов.

Время спокойного полета кончилось. Разрывы совсем рядом. Взрывные волны швыряют «Мститель» из стороны в сторону. Василий улавливает сотрясение самолета. «Наверное, осколки», — догадывается он и спрашивает по переговорному устройству:

— Коля! Как ты там?

— Порядок, командир! — как ни в чем не бывало отвечает Кравченко. — Вот только стабилизатору малость досталось.

— Всем внимание! — раздается в наушниках голос Платонова. — Противозенитный маневр. Делай, как я! — И командир начинает резкое снижение с правым креном, уводя группу вниз и в сторону от разрывов. Василий цепко держится в строю на своем месте. Теперь разрывы удаляются. Они остаются где-то выше и левее.

— Подходим к Подберезино, — предупреждает командир. — Внимание!

Он разворачивает группу на север, перестраивает в колонну, командует:

— Атака реактивными! — и переводит штурмовик в пикирование.

Группа следует за комэском...

С первой атаки штурмовики залпами реактивных снарядов подавили несколько огневых точек и загнали фашистов в окопы и щели, а со второй — бомбами и снарядами разнесли с полдюжины блиндажей и землянок. И вот третий заход. Теперь вовсю гремят пушки, трещат пулеметы.

После третьего захода командир развернул группу на юго-запад и повел на Люболяды. [187] Данные разведки подтвердились: станция забита составами с войсками и техникой, которые фашистское командование, видимо, спешно перебрасывало из глубины обороны для ликвидации прорыва своего фронта на новгородском направлении.

Пройдя без потерь сквозь огненный заслон, группа Платонова обрушила на станцию оставшиеся эрэсы, бомбы и снаряды. После ее атак на железнодорожных путях возник невообразимый хаос, и через несколько минут станция превратилась в один гигантский костер, горели цистерны с горючим, взрывались вагоны с боеприпасами. Столбы огня и дыма поднялись на несколько десятков метров.

Январско-февральская наступательная операция 1944 года стала для Василия Томарова настоящей школой воинского мастерства. С 15 января по 18 февраля он совершил на своем «Мстителе» 37 боевых вылетов. Штурмовал узлы сопротивления и опорные пункты, живую силу и технику врага в районах Подберезья, Люболяд, Батецкой и других населенных пунктов. Его сокрушительные удары по войскам и технике противника на железных и шоссейных дорогах Новгород — Батецкая, Новгород — Шимск, на станции Батецкая, в опорных пунктах Старый Медведь, Милютино, Маяково, Мшага-Ямская, Любач дорого обошлись фашистам.

В те дни Василий Томаров и его воздушный стрелок Николай Кравченко почти ежедневно совершали по три-четыре вылета. Их штурмовик почти все время был в воздухе.

— Томаров — толковый летчик и надежный товарищ, — докладывал комэск командованию полка.

И не случайно в первые дни боев его назначили командиром звена. Доверие Василий с честью оправдал. 19 января в первом вылете ведущим пары он нанес смелый штурмовой удар по станции Татино, в результате которого был уничтожен паровоз и несколько вагонов, а также подожжен склад с боеприпасами.

Разумеется, победы давались нелегко...

...Это было 18 февраля. Василий вылетел в составе четверки Сергея Федякова в район станции Дно на штурмовку артиллерийских и минометных батарей фашистов в опорном пункте Любач. Группа вылетела на задание без истребителей прикрытия: их не хватало для сопровождения всех штурмовиков и бомбардировщиков. [188]

Солнце стояло невысоко. В воздухе — густая сизая дымка, сквозь которую на земле едва-едва просматривалась белая снежная равнина, лесные массивы, извивающиеся ленты рек. Еле различались самолеты товарищей. Почти не просматривалась линия горизонта. Лететь при такой плохой видимости было трудно. Федяков понимал это и вел группу внимательно, соблюдая необходимую осторожность.

Опорный пункт врага встретил группу «илов» плотным огнем зенитных батарей.

Пять раз атаковали Сергей Федяков, Василий Томаров, Владимир Титович и Виктор Юков огневые позиции опорного пункта. Уходя от цели, сфотографировали результаты своей «работы» — разбитые и раскиданные пушки и минометы, автомашины и повозки, подожженные и взорванные штабеля ящиков с минами и снарядами.

— Это вам за батю и братишку! — вытирая с лица пот, приговаривал Василий.

Закончив штурмовку опорного пункта, «илы» вновь приняли походный порядок и взяли курс на свой аэродром. По-прежнему все вокруг обволакивала густая дымка. Плохая видимость создавала у летчиков настроение настороженности и тревоги. «Мало ли что ожидает «ас там, за этой завесой?» — думал Василий, то и дело осматриваясь вокруг.

Предчувствия его не обманули. Примерно на полпути от цели к аэродрому случилось необычное — из-за плохой видимости штурмовики внезапно вклинились в рассредоточенную группу немецких бомбардировщиков. Для фашистских летчиков появление наших самолетов было тоже неожиданным. Сначала как те, так и другие не могли понять, что происходит. А потом, когда разобрались, произошел воздушный бой между четверкой «илов» и восьмеркой «юнкерсов». Этот не совсем обычный бой длился всего несколько минут. От мощного прямого удара пушек и пулеметов Сергея Федякова и его стрелка Владимира Кашникова загорелся и рухнул на землю один «юнкерс». Василий Томаров, Владимир Титович, Виктор Юков подожгли еще два бомбардировщика.

Выйдя победителями из этой неожиданной схватки, штурмовики лицом к лицу столкнулись с шестеркой «мессершмиттов», сопровождавших «юнкерсы». Появление [189] «илов» и для них оказалось внезапным: видимо, во время перестроения «юнкерсов» они отошли от них подальше, чтобы не мешать, а теперь возвращались...

«Мессеры» всей группой промчались мимо «илов». Но через минуту фашистские летчики сообразили, что к чему. Они круто развернулись и стали поспешно перестраиваться. Потом разделились на пары и бросились в атаку.

«Отступать нельзя, — пронеслось в сознании Василия. — Расстреляют. Надо драться!»

— Построиться в оборонительный круг! — в то же мгновение раздалась по радио команда Федякова.

Но на какое-то мгновение «мессеры» опередили штурмовиков. Они атаковали их поодиночке. Два из них навалились на самолет Томарова.

— Командир! Командир! Справа атакуют два «мессера» — взволнованно доложил стрелок Вызов, который в этот раз летел с Василием вместо раненого Кравченко.

— Вижу, — резко ответил летчик. — На мушку их, голубчиков, — добавил он, стремясь подбодрить Бызова.

То ли Бызов растерялся, то ли запоздал — всего лишь одну короткую очередь выпустил он по атакующим «мессерам». В ту же секунду Василий почувствовал, как самолет содрогнулся. Острая боль пронзила левое плечо и левую ногу летчика, чем-то острым резануло по лицу, а мимо «Мстителя» один за другим с ревом пронеслись два «мессера».

— Получай! — проговорил Василий. Преодолевая боль, он мгновенно довернул свой «ил» в сторону уходящих фашистов и изо всех сил нажал на гашетку. Огненные струи догнали второй «мессер», впились в него, он сначала клюнул, а потом, суетливо заерзав, полез на высоту.

— Бызов! Как там у тебя? — спросил Василий, но стрелок молчал.

«Ах, Бызов, Бызов! — подумал летчик, — оплошал ты немножко», — и, вспомнив Колю Кравченко, снова громко спросил:

— Бызов! Ты жив? Молчание.

Но вот послышалось тяжелое дыхание, потом раздался хриплый голос [190] стрелка:

— Врезали мне, командир... Глаза!.. Ничего не вижу... И рука!..

— Держись, друг! — как можно спокойнее проговорил Василий, сам едва сохраняя сознание.

Штурмовики уходили от «мессеров» на бреющем. После нескольких атак фашисты, получив отпор, отвернули и ушли. Федяков стал собирать группу.

Самолет Томарова едва держался в строю и все время отставал. Василий из последних сил удерживал его в горизонтальном положении. С трудом «тянули» к дому свои израненные машины и Федяков, и Титович, и Юков.

— Все целы, все! — облегченно проговорил Василий. — Хотя и потрепаны и побиты, но домой «топаем» все. Ничего, дойдем. Обязательно дойдем! Только держаться! Держаться! — то и дело подбадривал он себя, с усилием преодолевая наваливающуюся на него слабость и сонливость от большой потери крови и сильного напряжения.

И он дотянул до своего аэродрома. Дотянули и остальные. Томарову удалось кое-как посадить свой истерзанный «ил». Как? Этого он не помнит: при посадке был в состоянии полузабытья, а когда приземлился, потерял сознание.

«Мститель» выкатился за пределы посадочной полосы, и поспешившие на помощь друзья вытащили летчика и стрелка.

— Ну и ну! — удивлялись летчики и техники, рассматривая самолет. — Как он летел? Почти же совсем без хвоста!

И действительно, на «Мстителе» не было живого места: плоскости иссечены и пробиты пулями и осколками, от рулей глубины и поворота остались лишь жалкие ошметки, кабины летчика и стрелка разбиты, почти все приборы и рация выведены из строя. И все-таки «Мститель» прилетел, а значит, он еще полетит...

Томаров вернулся в полк из госпиталя в начале марта. Пока он лечился, полк перебазировался на другой аэродром, расположенный неподалеку от Чудского озера. Отсюда летали на штурмовку войск, техники, артиллерийских и минометных батарей, оборонительных укреплений фашистов у Нарвы и других населенных пунктов Псковско-Островского укрепленного района. В этих полетах принял участие и Василий Томаров: 5 и 6 марта [191] он дважды бомбил и штурмовал укрепления фашистов у деревни Абижа, 8 и 9 марта — технику и живую силу противника на железнодорожной станции Нарва и в деревне Скоморохово, а 17 и 18 марта во главе группы летчиков эскадрильи трижды наносил сокрушительные штурмовые удары по артиллерийским и минометным батареям фашистов западнее Нарвы.

Василий Томаров все чаще летал ведущим групп. В течение марта, апреля и мая он совершил 13 боевых вылетов, из них более половины ведущим группы. Каждый вылет в район Нарвы или Пскова, Острова или Печор был чрезвычайно тяжелым и опасным.

— Зенитки в этом районе были чуть ли не на каждом метре, — вспоминает Томаров. — Да и фашистских истребителей кружилось там достаточно, поэтому в те весенние дни здесь часто завязывались ожесточенные воздушные бои.

Во время мартовско-апрельской операции на нарвском и псковско-островском направлениях Томаров приобрел большой опыт вождения групп и стал одним из лучших ведущих полка. Но 12 мая при полете на разведку в район Острова он был вторично ранен, а самолет его получил тяжелые повреждения. С большим трудом, сопровождаемый и охраняемый своим верным другом Виктором Юковым, Василий дотянул подбитый штурмовик до аэродрома. В тот день они с Юковым привезли ценные снимки оборонительных рубежей фашистов на реке Великой.

За мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях зимой и весной 1944 года, Василий Александрович был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, ему было присвоено звание «лейтенант».

Летом 1944 года Василий Томаров принимал участие в прорыве трех укрепленных линий обороны противника на Карельском перешейке. Во время этой наступательной операции произвел еще 25 вылетов.

14 июня он вылетел во главе шестерки на штурмовку войск противника и обнаружил тщательно замаскированную автоколонну. В результате пяти заходов на цель штурмовики уничтожили 11 автомашин и более 25 солдат и офицеров противника. [192]

23 июня Василий участвовал в массированном налете на один из важнейших и крупнейших аэродромов фашистов. Было уничтожено несколько десятков самолетов, прямыми попаданиями бомб взорвано бензохранилище и разбита столовая.

За успешные боевые действия на Карельском перешейке Василий Александрович был награжден орденом Александра Невского. В этой операции отличились и его воспитанники — молодые летчики Л, Старина, Н, Якушин, Н. Куликов, Д. Кретов и другие.

В июле 872-й штурмовой авиаполк был перебазирован в другой район и принял участие в летне-осенней операции по освобождению Советской Эстонии.

За время войны Василий Александрович Томаров совершил 126 боевых вылетов, из них более половины — ведущим группы. Лично им уничтожено и повреждено различных орудий зенитной и полевой артиллерии — 81, огневых точек — 17, автомашин и повозок с войсками и грузами — 85, самолетов — 3, из них один «Фок-ке-Вульф-190» сбит в воздушном бою.

На самолете Ил-2 он 18 раз участвовал в воздушных боях с истребителями противника, умело организовывал оборону групп и всегда выполнял задания. Во время боевых вылетов летчик ни разу не был сбит и не имел ни одного случая потери ведомых.

За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистами, 23 февраля 1945 года Василий Александрович Томаров был удостоен высшей награды Родины — ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Война закончилась. В. А. Томаров в 1946 году заканчивает курсы начальников воздушно-стрелковой службы. В 1949 году экстерном сдает экзамены за десятилетку и поступает в Краснознаменную Военно-воздушную академию.

В 1954 году академия закончена. Но сдает здоровье, подорванное напряжением военных лет и полученными в боях ранами. С летной работой приходится прощаться и осваивать новое дело — штабную работу. Здесь он передает опыт и полученные в академии знания молодым летчикам.

Однако болезнь вынуждает в 1957 году перейти из авиации на преподавательскую работу.

В 1958 году в звании подполковника он увольняется в запас. [193]

Но летчик-герой не признает спокойной и тихой жизни на пенсии. Он снова с головой уходит в работу, но теперь на трудовом фронте.

...В столице Башкирской АССР Уфе на улице Ульяновых в доме 33 живет немолодой, но сильный духом и характером человек. Каждое утро он выходит из дома, смешивается с толпой и вскоре проходит через проходную моторостроительного завода. Здесь бывшего летчика Героя Советского Союза Василия Александровича Томарова знают все.

Когда он идет по территории завода, к нему подходят мастера, рабочие обращаются с различными вопросами по делам производства.

Завод выпускает двигатели автомобиля «Москвич». Производство этих популярных автомобилей с каждым годом растет. Поэтому увеличивается и производство двигателей.

Повышение качества, особенно надежности и долговечности двигателей автомобиля, — повседневная забота инженера Томарова.

А вечера часто заняты общественными делами. Василий Александрович — активист ДОСААФа, он проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Летчик-герой в строю коммунистов-ленинцев, верных сынов Советской Отчизны.

Дальше