Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Н

Нагорный Виктор Сергеевич

Родился 26 октября 1922 г. в селе Угроеды Харьковской губернии. Окончил 7 классов, работал на заводе в Сумах, занимался в аэроклубе. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу в 1941 г. [144]

Год служил в летной школе инструктором и в августе 1942 г. в составе 293-го иап, вооруженного самолетами Як-1, приступил к боевой работе на Северо-Кавказском фронте. Участвовал в боях под Сталинградом, где в третьем своем бою сбил немецкого аса. В подарок от пехотинцев летчик получил обломок киля от сбитого Ме-109 с 13-ю красными прямоугольниками — символами одержанных побед. Позднее он сражался на Кубани, в Белоруссии и Прибалтике, участвовал в ликвидации курляндской группировки. К февралю 1944 г. командир звена 293-го иап (11 сак, 15 ВА) Нагорный провел 169 боевых вылетов, в 59 воздушных боях сбил лично 19 и в группе 6 самолетов противника. К концу войны он довел число личных побед до 24. Воевал на Як-1 и Як-9.

Подполковник Нагорный демобилизовался в 1960 г. Жил и работал в Сумах. Трагически погиб 12 июля 1964 г.

Герой Советского Союза (1.7.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., 4 орденами Красной Звезды, медалями.

Назаренко Дмитрий Павлович

Родился 26 ноября 1917 г. в селе Ивановка Екатеринославской губернии.

Окончил 8 классов, работал телеграфистом на Царицынском узле связи. Среди сверстников Дмитрий отличался ловкостью и силой. В 1934 г. он поступил в Киевский техникум физкультуры. После призыва в ряды Красной Армии был принят в Качинскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 г.

В 1940 г. Назаренко участвовал в советско-финляндской войне, где совершил 25 боевых вылетов и был награжден медалью "За отвагу".

С июня 1941 г. — в боях. Почти год он воевал на И-16 24-й серии, а позднее на Южном и Сталинградском фронтах — 29-й серии. В 1942 г. 131-й иап (40 гиап), в составе которого воевал комэск капитан Назаренко, был перевооружен на ЛаГГ-3. На этой машине он провел свой лучший бой, сбив на прикрытии Пе-2 сразу 4 Ме-109. К ноябрю 1942 г., когда Назаренко был представлен к званию Героя Советского Союза, на его счету уже было 18 сбитых самолетов: 11 — лично и 7 — в группе. Человек исключительной отваги, он был трудноуправляемым, и если авторитет В. Давидкова, командовавшего полком в 1942-1943 гг., был беспрекословным, то позднее командирам было непросто с героем-комэском. В 1943-1945 гг. он воевал на Ла-5 и Ла-7, был штурманом полка, затем дивизии. Провел за войну более 500 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 24 самолета противника лично и 8 — в группе.

После войны окончил ВВА, в 1957 г. — Военную академию Генштаба. 18 апреля 1952 г. Назаренко было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. Летал на боевых самолетах до 1966 г., в 1967 г. демобилизовался. Жил и работал в Одессе. Умер 10 октября 1969 г.

Герой Советского Союза (13.12.42). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Красной Звезды, медалями.

Назимов Константин Савельевич

Родился в Петрограде 4 марта 1915 г. Окончил 7 классов, школу ФЗУ. Работал на заводе и учился в аэроклубе. После окончания в 1940 г. Чугуевского военного училища летчиков почти 3 года Назимов служил инструктором и попал на фронт только в марте 1943 г. [145]

Воевал на Ла-5 в составе Волховского, а позднее 2-го Прибалтийского фронтов. В феврале 1944 г. во главе четверки он атаковал большую группу Ю-87, сбил 2 машины, сам подвергся удару ФВ-190, был ранен, но сбил истребитель прикрытия. За 16 минут этого боя четверка Назимова, куда входили А. Серегин, В. Сидоренков и В. Иванов, сбила 10 самолетов.

Через полтора года на боевом счету комэска два 254-го иап (269 иад, 14 ВА) капитана Назимова было 240 боевых вылетов, 27 воздушных боев, 15 личных и 2 групповые победы. Погиб при выполнении боевого задания 23 декабря 1944 г.

Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст.

Найденов Николай Алексеевич

Родился 9 ноября 1918 г. на станции Топчиха Томской губернии. Окончил десятилетку и школу ФЗО, а после призыва в Красную Армию окончил в 1940 г. Сталинградскую военную авиационную школу.

Свои первые боевые вылеты Найденов сделал в первые дни Великой Отечественной войны, а последнюю победу одержал 19 апреля 1945 г. Воевал на Западном, Брянском, Воронежском, Донском, Сталинградском, Центральном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Комэск 563-го иап (283 иад, 16 ВА) ст. лейтенант Найденов стал Героем Советского Союза летом 1943 г., проведя к тому времени 281 боевой вылет, в 32 воздушных боях сбив 9 самолетов противника лично и 3 — в группе. Всего за войну он провел более 500 боевых вылетов, из них большинство на "яках", лично сбил 26 и в группе 3 неприятельских самолета.

Служил в ВВС до 1957 г., летал на реактивных машинах. В 1950 г. окончил Высшие летно-тактические курсы. Демобилизовался в звании полковника. Живет и работает в Харькове.

Герой Советского Союза (24.8.43). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Некрасов Владимир Петрович

Родился 14 января 1922 г. в селе Вятское (ныне Хабаровского края). Окончил 10 классов, работал на заводе в Хабаровске. В 1943 г. окончил Бирмскую военную авиационную школу.

С сентября 1943 г. воевал в составе 483-го иап вместе с братом Александром. В одном из первых боев был подбит, чудом привел израненную машину на свой аэродром. [146] Гибель брата наполнила его сердце яростью и волей к победе. За 3 месяца боев в Белоруссии он сбил Хе-111, 2 ФВ-189, 4 ФВ-190. Сражаясь в Прибалтике, капитан Некрасов довел число лично сбитых самолетов до 21, совершил 250 боевых вылетов на Як-9 и Як-9У, провел 76 воздушных боев.

В 1955 г. майор Некрасов уволился из армии. Живет и работает в Быково под Москвой. Автор книги "На крыльях победы" (Хабаровск, 1963).

Герой Советского Союза (18.8.45). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Красной Звезды, медалями.

Новиков Алексей Иванович

Москвич, родился ровно за год до Октябрьской революции. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб, в 1936 г. — Ульяновскую школу летчиков-инструкторов. После призыва в Красную Армию Новиков был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 г.

С июня 1941 г. на фронте. Летом 1942 г. он таранил самолет противника. После тарана выбросился с парашютом. Командир 205-й авиадивизии, где воевал Новиков, ас-генерал Е. Савицкий так характеризовал его: "Летчик и боец он, прямо надо сказать, самого высокого класса. Казалось, никакая неожиданность, никакой самый нестандартный оборот дела в бою не могли его сбить с толку. Он умел в считанные мгновения найти нужный выход, принять единственно верное решение в сложной ситуации".

Звание Героя Советского Союза комэск 17-го иап капитан Новиков получил за проведение к августу 1942 г. 242 боевых вылетов, 34 воздушных боев, 11 сбитых самолетов противника. Всего за войну совершил около 500 боевых вылетов, сбил 22 самолета противника. Большинство боевых вылетов провел на "яках".

После войны Новиков служил на командных должностях в ВВС, окончил Военную академию Генштаба, в 1963 г. ему было присвоено звание генерал-майора. Ушел в отставку в 1970 г. Жил и работал в Москве. Умер 23 октября 1986 г.

Герой Советского Союза (4.2.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 4 орденами Красной Звезды, медалями.

Новиков Константин Афанасьевич

Родился 6 августа 1919 г. в деревне Орлово-Медвежье Курской гу- бернии. Окончил 8 классов, работал на заводе, учился в аэроклубе. В 1940г. окончил Серпуховскую объединенную военную авиационную школу и школу высшего пилотажа и воздушной стрельбы. [147]

В боях Новиков с первого дня войны. Первую победу одержал под Ельней, сбив Хе-100 на И-16. Сам был сбит в этом бою, ранен. Воевал в составе 131-го иап (40 гиап) на Южном, Северо-Кавказском, Центральном, 2-м Белорусском фронтах. 27 сентября 1942 г. в воздушном бою в районе Терека на своем ЛаГГ-3 Новиков сбил 2 самолета противника, а возвращаясь с боевого задания над селом Малый Акки-Юрт, обнаружил ФВ-189 и "двойным таранным ударом уничтожил самолет-корректировщик противника". Свой поврежденный истребитель посадил на аэродром. С боями отступал до Москвы, затем сражался на Кавказе, освобождал Белоруссию и Польшу, последние победы одержал в небе Германии. Был дважды ранен. Воевал на И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.

Комэск 40-го гиап гвардии капитан Новиков провел около 500 боевых вылетов, где сбил лично 30 и в группе 6 самолетов противника.

Демобилизовался сразу после войны. Был на летно-испытательной работе. Умер в Москве 9 января 1958 г.

Герой Советского Союза (1.5.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., медалями.

Новичков Степан Матвеевич

Родился 29 октября 1921 года в деревне Клепальники (ныне Зарайского района) Московской области. Окончил 9 классов, аэроклуб. В 1942 г. сержантом Новичков окончил Вязниковскую военную авиационную школу. В летной школе он не только получил профессию летчика-истребителя, но и женился на девушке, за которой ухаживал с 8-ю класса. Тамара Георгиевна стала ему верной подругой и женой на всю жизнь.

Этот веселый богатырского сложения летчик (188 см — рост) свой первый боевой вылет совершил в марте 1942 г. был сбит, ранен в ногу. В начале июля сбил первый Ме-109. "Степок", как звали его товарищи, подобно многим другим сильным летчикам, был образцом в бою, но вне боевой обстановки оставался 20-летним парнем, живущим отнюдь не по букве устава. Маршал Тимошенко, как-то случайно оказавшись свидетелем его "воздушных художеств", не проникся эстетикой перевернутых полетов на малой высоте, а приказал "за лихачество" снять с Новичкова звание.

В боях под Сталинградом, несмотря на приступы малярии, он провел 55 боевых вылетов, в 15 воздушных боях лично сбил 6 самолетов противника. В крупнейшем воздушном бою под Курском, где участвовало более 100 самолетов противника, в начале августа 1943 г. Новичков сбил 2 Ю-87, в 1944 г. сбил 2 ФВ-190 в одном вылете, но и сам был сбит, что случилось второй и последний раз, выпрыгнул с парашютом, приземлился на крыше многоэтажного дома. Позднее он участвовал в освобождении Варшавы, Познани, в боях на Берлинском направлении.

Этот человек отличался необыкновенной силой, добротой и нетерпимостью к малейшей подлости и несправедливости, беспредельной самоотверженностью. Друзья помнили, как весной 1943 г. он на себе вспахал землю под картошку вдове, оставшейся с тремя детьми...

До начала 1943 г. он летал на истребителе "Киттихаук" П-40, позднее гвардии капитан Новичков воевал на "Аэрокобрах", затем на "Кингкобрах". Всю войну он служил в одном и том же полку — 436-м иап, ставшем позднее 67-м гиап, провел 315 боевых вылетов, лично сбил 29 самолетов противника.

Подполковник Новичков демобилизовался в 1946 г. Жил и работал в Москве. Умер 20 июля 1992 г.

Герой Советского Союза (4.2.44). Награжден 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Отечественной войны 2-й ст., медалями. [148]

Нога Митрофан Петрович

Родился 19 августа 1914 г. в селе Ключеводском Харьковской губернии. Окончил 7 классов, работал слесарем на авиационном заводе. Окончил Чугуевское военное училище летчиков.

В 1939 г. Нога принимал участие в боях на реке Халхин-Гол в должности комэска. За время боевых действий его эскадрилья сбила 82 японских самолета. Ст. лейтенант Нога провел там 22 боевых вылета, сбил лично 9 истребителей и 2 бомбардировщика в группе. 11 июня 1939 г. сбил И-97, пилотировавшийся японским полковником, награжденным 8 императорскими наградами. 17 ноября 1939 г. комэску 70-го иап ст. лейтенанту Ноге было присвоено звание Героя Советского Союза.

Первую победу в Великой Отечественной войне он одержал в сентябре 1941 г., сбив 2 Ме-109 из эскадры Мельдерса. "Мессеры" встретились им при возвращении с сопровождения и сразу после боя у его ведомого ст. лейтенанта Суприновича кончилось горючее. Планируя, он повел свою машину к земле, надеясь совершить вынужденную посадку. В этот момент появилась новая группа истребителей противника. Стараясь отвлечь их от ведомого, капитан Нога решительно атаковал неприятеля и увлек на предельно малую высоту; имея крайне ограниченный боезапас, он мог рассчитывать только на свои исключительно пилотажные способности. И расчет его оправдался: увлекшийся преследователь не смог повторить резкого боевого разворота Ноги и врезался в дерево.

Позднее этот безукоризненный воздушный боец и блестящий тактик командовал полком, дивизиями. Был дважды ранен. Войну закончил полковником. Всего он совершил более 550 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 27 и в группе 3 самолета противника.

После войны, в 1949 г., окончил Военную академию Генштаба. В 1963 г. генерал-лейтенант авиации Нога ушел в отставку. Жил в Киеве. Работал в авиационной промышленности. Умер 22 декабря 1986 г.

Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й ст., Кутузова 2-й ст., 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

Дальше