Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Л

Лавейкин Иван Павлович

Один из опытнейших летчиков прославленного 5-го гиап (129 иап), одержавший свои первые победы уже в самом начале войны. Наградные документы свидетельствуют, что не было задачи, которая была бы не по плечу этому асу. Среди 600 боевых вылетов Лавейкина десятки штурмовок и разведок, сопровождений и прикрытий. 500 боевых вылетов он совершил к середине 1943 г. В этих вылетах он провел 150 воздушных боев, где ему доводилось сбивать самолеты практически всех основных типов, принятых на вооружение в Люфтваффе. Среди тех, кто прошел его школу, были выдающиеся советские асы Попков и Кильдюшев, Мастерков и Кальсин...

Лавейкин родился 2 августа 1921 г. в Смоленске. Окончил среднюю школу, Брянский аэроклуб. В 1940 г. — Одесскую военную авиационную школу.

Воюя с июня 1941 г., он провел целую серию блестящих поединков... 21 марта 1942 г. в бою, позднее названном в прессе "5 против 30", ему удалось уничтожить 2 двухмоторные машины противника — Хе-111 и Ме-110. Через три месяца, в бою, творчески нареченном журналистами "6 против 30", его шестерка без потерь сбила 7 самолетов противника... В конце 1944 г. зам. командира 5-го гиап по ВСС гвардии майор Лавейкин был отозван из полка для службы в инспекции ВВС. Свой последний боевой вылет он выполнил над Берлином 1 Мая 1945 г., когда 18 советских истребителей сбросили на Рейхстаг красные полотнища.

Лавейкин воевал на МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и Як-3, лично сбил 24 и в группе 15 самолетов противника.

После войны он продолжал службу в ВВС. В 1950 г. окончил ВВА, в 1957 г. — Военную академию Генштаба. Летал на реактивных машинах. Генерал-майор авиации (1958) Лавейкин был инспектором по воздушному бою в Главном управлении боевой подготовки ВВС. Имел квалификацию "Военный летчик 1-го класса". В последние годы возглавлял кафедру Военной академии имени Фрунзе. Жил в Москве. Умер 2 декабря 1986 г.

Сын аса Александр, совершил в 1987 г. космический полет в качестве бортинженера на орбитальном комплексе "Мир — Союз".

Герой Советского Союза (24.8.43). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями.

Лавицкий Николай Ефимович

Родился 7 декабря 1919 г. в деревне Слобода Монастырщинского уезда Смоленской губернии. Окончил 8 классов, работал продавцом универмага в Свердловском районе Москвы, окончил аэроклуб. Был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 г.

Свою первую победу Лавицкий одержал 30 декабря 1941 г. в районе Феодосии. Этот бой был замечателен тем, что на своей "Чайке", на биплане, ему удалось сбить современнейшую по тем временам машину — Ме-109Ф... С 1942 г. он сражался на Як-1 в [120] составе 45-го иап в Крыму, на юге Украины, а затем на Северном Кавказе воевал уже на "Аэрокобре". На Кубани он одержал несколько побед, доведя их общее число до 12, а в день, когда полк стал гвардейским, 100-м гиап, командир звена лейтенант Ла-вицкий был представлен к званию Героя Советского Союза.

Мужественный и грамотный летчик, он обладал нервной, чувствительной натурой. При выполнении заданий был исключительно азартен и смел. Его семейные отношения, а женат он был на яркой красавице, отнюдь не были спокойными. В 1943 г. после их разрыва комэск 3-й эскадрильи Лавицкий, и до того "не выбиравший" себе заданий, в боях стал беспредельно рискован, даже бесшабашен. Его боевой счет быстро рос. Один из любимых бойцов комдива И. Дзусова, он после назначения последнего командиром корпуса, был назначен зам. командира 9-й гиад по ВСС. Гвардии капитан Лавицкий погиб во время оперативной паузы, проводя тренировочный полет над Гудермесом 10 марта 1944 г.

На его счету около 250 боевых вылетов, более 100 воздушных боев, 22 самолета противника, сбитых лично, и 2, уничтоженных в паре.

Герой Советского Союза (24.8.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского Отечественной войны 1-й ст.

Лавренов Александр Филиппович

Человек яркой и короткой боевой биографии. Он сражался менее года. Окунувшись в пекло Кубанской битвы, Лавренов сразу же одерживает первую победу, через несколько дней следующую и дальше делает это с завидной регулярностью, уничтожая неприятельские самолеты чаще, чем в каждом третьем боевом вылете...

Лавренов родился 20 апреля 1920 г. в селе Печерниковские Выселки Рязанской губернии. Окончив 7 классов, приехал в Москву, где поступил в школу ФЗУ при заводе "Динамо" и в аэроклуб. В 1938 г. был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу. В день своего 23-летия в небе Кубани он начал свой фронтовой путь в составе 291-го иап (265 иад, 3 иак, 4 ВА), вооруженного истребителями Як-1. 29 апреля 1943 г., в бою над Крымской, он в упор сбивает Ме-109, 2 мая в составе группы по расчистке воздуха сбивает двух "мессеров", а 27 мая в паре с будущим Героем Советского Союза Конобаевым, выполнив задачу по сопровождению Пе-2, атакует встречных "юнкерсов" и в коротком бою сбивает сразу 5(!) "лаптежников". Для воздушных боев Лавренова характерны самоотверженное внедрение в боевые порядки противника и огонь с крайне коротких, в 20-30 метров, дистанций. Уже в начале июня, полтора месяца спустя после начала боевой работы, лейтенант Лавренов был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 47 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, где сбил лично 17 и в группе 3 самолета противника. Сослуживцы запомнили его сосредоточенным и собранным, в любой ситуации исключительно спокойным и аккуратным, внешне равнодушным к похвалам и наградам.

После Кубанской эпопеи ас участвовал в боях под Мелитополем и Запорожьем. Пом. командира 291-го иап капитан Лавренов был сбит 26 марта 1944 г. над Сивашом, когда ведомая им четверка "яков" атаковала четверку Ме-109. В момент атаки его Як-1 с крупной надписью на обоих бортах "Ртищевский железнодорожник" был обстрелян свалившейся из облаков ударной парой "мессершмиттов", и летчик, по-видимому, был убит в кабине или тяжело ранен, поскольку самолет потерял устойчивость, свалился в пикирование и упал в Сиваш.

К тому времени Александр Филиппович Лавренов одержал не менее 26 личных и 3 групповые победы.

Герой Советского Союза (1.11.43). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды. [121]

Лавриненков Владимир Дмитриевич

Отличился в боях под Сталинградом, где одержал 14 личных и 9 групповых побед, и к середине 1943 г. был в числе самых результативных, а после серии статей "Мои воздушные бои", написанных им по просьбе маршала Новикова и опубликованных в июле в "Красной Звезде", стал одним из известнейших летчиков-истребителей. Можно представить себе ликование гитлеровцев, когда после столкновения 24 августа 1943 г. с уже сбитой им "рамой" Лавриненкова, выпрыгнувшего из "кобры" с парашютом, ветер отнес к немецким траншеям и он был пленен. Также понятно и их негодование, когда, усыпив бдительность врага напускной покорностью, он вместе с другим летчиком В. Карюкиным выпрыгнул ночью из идущего на полной скорости поезда и скрылся. Через два месяца, после боев в составе партизанского объединения им. Чапаева, участия в разгроме обступающих оккупантов и полицаев в селе Хоцки, он вернулся в авиацию, получил звание гвардии капитана и одержал свою 28-ю личную победу, сбив Ю-88 над днепровскими плавнями. Пресса Геббельса негодовала: о Лавриненкове рассказывались небылицы, плелись слухи о его коварстве. Эхо той давней ярости страницы книги "Асы Люфтваффе". Апологеты Люфтваффе Толеран и Констебл приводят анекдот о Лавриненкове как пример боевой ярости и кровожадности русских, рассказывая, что, подбив Ме-109 и увидев, как немецкий летчик, приземливший машину на вынужденную, пытается скрыться, Лавриненков сел рядом и, настигнув противника, задушил его. В свое время, узнав об этой "литературной подробности", Владимир Дмитриевич усмехнулся: "Хорошо, хоть не съел".

Большеголовый, плотный, с выразительными ясными глазами, честолюбивый, отважный и решительный, он встретил войну сержантом, пилотом-инструктором Черниговского авиаучилища, куда был направлен в январе 1941 г., сразу после окончания Чугуевского военного училища летчиков. Свой первый боевой вылет Лавриненков совершил на И-15 бис, безуспешно пытаясь перехватить Хе-111. На той же машине провел бой с "мессерами", чудом приземлив свой изрешеченный биплан на одно оставшееся колесо...

Весной 1942 г., переучившись на Як-1, в составе 763-го иап он участвовал в боях под Ельцом, где одержал первую победу, хрестоматийно, но решительно контратаковав пару Ме-109. Через несколько дней в тяжелейшем бою с шестеркой Ме-110 он отчаянно уворачивался на вираже от смертоносных очередей многопушечных "мессов". Отвага и мастерство напарника Николая Тильченко внесли победный перелом в безнадежную схватку. Уйдя на вертикаль, Тильченко трижды снайперски атаковал вставших в вираж Ме-110 и сбил 2 машины.

В августе их пару (Н. Тильченко имел тогда 6 побед, а Лавриненков — 4) перевели в 4-й иап, летчики которого в то время были вооружены истребителями Як-7Б. Вскоре полк, пополненный людьми [122] и перевооруженный на новейшие в то время истребители Як-7Б, был направлен на главное направление — на Сталинградский фронт. За три месяца боев в составе 4-го иап Лавриненков стал ведущим, одержал 3 победы... В конце октября командир полка А. Морозов объявил, что Амет-хан, Борисов и Лавриненков откомандировываются в 9-й гиап. После перевооружения на Як-1 полк приступил к боевой работе с аэродромов Зеты и Трудолюбие. С этим полком была связана вся дальнейшая ратная судьба Лавриненкова. С ним он прошел путь от Сталинграда до Берлина, от рядового летчика до командира полка.

С 10 по 31 декабря 1942 г. старшина Лавриненков провел 21 боевой вылет, в 9 воздушных боях лично сбил 3 самолета противника. В одном из декабрьских вылетов в паре с Катей Будановой он подбил Хе-111, но стрелок вражеского бомбардировщика "стеганул" очередью по правому крылу его "яка", сорвав часть обшивки. С большим риском Лавриненкову удалось приземлиться. Это был последний вылет, из которого он привез серьезные боевые повреждения. Заметим, что с начала 1942 г. и до конца войны Лавриненков воевал на машинах с бортовым номером 17. Суеверный, как многие летчики, он считал этот номер, совпадавший с числом дня его рождения, счастливым для себя.

В феврале 1943 г. гвардии подполковник Л. Шестаков подписал представление замкомэска 9-го гиап гвардии мл. лейтенанта Лавриненкова к званию Героя Советского Союза. К тому времени он провел 322 боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 11 самолетов противника.

В конце июня над Доном, в районе станции Великокрепинской, во главе четверки "яков", он стремительно атаковал, сверху — в лоб, и сбил 2 подряд бомбардировщика Ю-88. Его ведомый Н. Остапченко сбил один из истребителей прикрытия — Ме-109. Неприятельские самолеты были рассеяны, бомбометание сорвано. Эта эффектная и красивая схватка происходила в ясную, солнечную погоду, над передним краем, и за ней наблюдали сотни воинов и командующий фронтом Ф. Толбухин. Восхищенный генерал-полковник вызвал к себе летчика, поздравил с "великолепным воздушным боем над нашими войсками" и наградил золотыми часами. Тот бой стал для летчика судьбоносным: через несколько дней лейтенанта Лавриненкова вызвал маршал авиации А. Новиков, расспросил о себе, о товарищах, попросил написать статью о своих воздушных боях. Лавриненков с его 23 личными победами на "яках" был в то время в числе лучших советских истребителей и одним из самых результативных летчиков на самолетах этого типа.

...Однако вскоре полк был перевооружен на "Аэрокобры". Машина эта была тяжелее "яка", но ее мощное вооружение стоило многих недостатков. В первом же бою Лавриненков сполна оценил достоинства семиточечного истребителя, сбив 2 Хе-111, а на следующий день уничтожил Ме-109. И все же "кобра" оказалась для него несчастливой. В конце августа, столкнувшись в воздухе с "рамой" и выпрыгнув с парашютом, он попал в плен. В роковой вылет он отправился на чужой машине, по дороге на аэродром отдав в стирку гимнастерку с орденами...

После возвращения в полк командир А. Морозов дал Лавриненкову отдохнуть, восстановиться морально и физически, предоставив отпуск домой, в деревню, где жили мать, шестеро братьев и сестер. [123]

Здесь он родился 17 мая 1917 г., отсюда отец послал его в фабзавуч; хотел видеть сына столяром. Но жизнь открывала перед молодежью новые возможности, давала иные ориентиры... В Донбассе, куда привели его поиски заработка, он окончил аэроклуб, получил направление в летное училище.

...В начале ноября, в своем первом после плена боевом вылете, волнуясь и спеша, он пробился сквозь рваную облачность к "лаптям", уже бомбившим советские войска, и со второго захода сбил ведущего лидирующей тройки... В апрельских боях в Крыму гвардии майор Лавриненков сбил 4 вражеских истребителя.

1 июля 1944 г. ему было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, а в августе, во время перевооружения на Ла-7, он был назначен командиром 9-го гиап. Под его руководством летчики полка сражались в Прибалтике и Восточной Пруссии, участвовали в Берлинской операции.

Лавриненков совершил за войну 448 боевых вылетов, провел 134 воздушных боя, лично сбил 35 и в группе 11 самолетов противника. После войны полковник Лавриненков командовал авиадивизией, летал на реактивных боевых машинах. В 1948 г. окончил Военную академию имени Фрунзе, а в 1954 г. — Военную академию Генштаба. Служил в войсках ПВО. В 1971 г. ему было присвоено звание генерал-полковника. В 1977 г. он назначен заместителем начальника Гражданской обороны УССР, а в 1984 г. — военным консультантом Киевского военного училища ПВО. Умер 14 января 1988 г.

Дважды Герой Советского Союза ( 1.5.43, 1.7.44). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 6 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

Лазарев Сергей Иванович

По годам он самый молодой летчик в полку. Война его здорово потре- пала, но не ослабила. Сергей по-прежнему бодр, весел и всегда как-то торопится воевать" — таким запомнил своего однополчанина в 1943 г. впоследствии известный ас дважды Герой Советского Союза А. Ворожейкин.

Лазарев родился 23 июня 1923 г. в деревне Григорово Суздальского уезда Владимирской губернии. После девятилетки и Ивановского аэроклуба был направлен в Краснодарскую военную авиационную школу, которую окончил в 1941 г.

Сержант Лазарев пришел в 728-й иап летом 1942 г., когда летчики полка вели боевую работу на Калининском фронте. Около полугода он воевал на И-16, а с июля 1943 г., с Курской битвы, сражался на Як-7Б.

"Как офицер Лазарев тактически подготовлен отлично... В трудных условиях решения принимает быстро и правильно. Является отличным воздушным стрелком...", — писал о нем командир полка В. Василяка. На боевые задания он часто вылетал в паре с И. Кустовым — первым Героем полка. В бою 4 августа 1943 г. ему удалось сбить 2 "мессершмитта", но и его "як" был подожжен. Длинной очередью выпустив весь боезапас в сторону уходившего противника, он покинул горящую машину за мгновение до взрыва. Позднее он сражался над Днепром на Як-9, участвовал в освобождении Украины и Польши.

Лазарев погиб в бою под Бунцлау (ныне Болеславец, ПНР) 1 марта 1945 г. Его мать, Прасковья Сидоровна, не пережила известия о гибели сына. Война унесла у нее мужа — Ивана Матвеевича и обоих детей — Анатолия и Сергея.

Комэск 728-го иап (256 иад, 5 иак, 2 ВА) капитан Лазарев совершил более 300 боевых вылетов, лично сбил 22 и в группе 3 самолета противника.

Герой Советского Союза (26.10,44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст. [124]

Лебедев Семен Андрианович

Родился 5 декабря 1919 г. в селе Захаровна (ныне Карагандинской области). Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал столяром в Керчи. В 1939г. окончил Качинскую военную авиационную школу. Служил на Дальнем Востоке в части, вооруженной самолетами И-15 бис.

После переучивания и переформирования в Новосибирске на Як-1 Лебедев принимает участие в сражении на Кубани. К концу войны становится командиром эскадрильи 43-го иап, входившего в состав корпуса Савицкого, провел 220 боевых вылетов на Як-7, Як-9 и Як-3, сбил лично 22 и в группе 2 самолета противника. Воевал на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Среди лично сбитых им самолетов 13 бомбардировщиков — Ю-87, Ю-88, Хе-111... В самом конце войны на аэродроме он столкнулся с другим истребителем, получил тяжелые травмы, был отстранен от летной работы.

В 1952 г. окончил ВВА. Кандидат военных наук, доцент, преподавал в ВВА. С 1975 г. в запасе. Живет в Монино Московской области.

Герой Советского Союза (23.2.45). Награжден орденам Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденами Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями.

Левитан Владимир Самойлович

Родился 1 мая 1918 г. в селе Жеребец Екатеринославской губернии. Окончил 7 классов, работал на заводе, занимался в аэроклубе. В 1939 г. окончил Качинскую военную авиационную школу.

На фронте Левитан с августа 1941 г. Воевал в 166-м, затем 170-м иап. В начале войны летал днем на ЛаГГ-3, ночью на И-16. В 1941-1942 гг. был трижды сбит: первый раз приземлил подбитый самолет на залив Азовского моря и был спасен рыбаками, второй раз он выбросился с парашютом, когда под Ростовом его самолет загорелся от попадания зенитного снаряда, и в третий раз сумел после тяжелого боя приземлить поврежденную машину на фюзеляж на своей территории. К июню 1944 г., когда комэск 88-го гиап гвардии капитан Левитан был представлен к званию Героя Советского Союза, он провел 291 боевой вылет, 64 воздушных боя, где лично сбил 19 и в группе 4 самолета противника. Всего за войну в более чем 400 боевых вылетах и 100 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 4 самолета противника. Воевал на И-16, ЛаГГ-3, Ла-5.

Летал до 1951 г., последний освоенный тип — Як-17. Демобилизовался в 1959 г. в звании полковника. Живет и работает в Запорожье.

Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 3-й ст., Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

Леонович Иван Семенович

Родился 14 ноября 1920 г. в деревне Слободка Минской губернии. Окончил 10 классов, работал на фабрике, окончил Минский аэроклуб. В 1939 г. Леонович окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ, работал инструктором Сталинградского областного аэроклуба. В 1940 г. окончил Краснодарскую военную авиационную школу, служил в ней инструктором.

В июле 1942 г. был направлен в 154-й иап (с 22.11.42 — 29 гиап), действовавший в составе Ленинградского фронта. В декабре 1942 г. полк был перевооружен с [125] "Томахаук" и "Вохаук" на Як-7Б. Первую победу Леонович одержал уже 23 января 1943 г., сбив Ме-109 в районе Мустолово. Особенно успешными стали для гвардии лейтенанта Леоновича бои в марте 1944 г. на Нарвском направлении, где за 20 дней на Як-9Д он сбил 8 самолетов противника. Всего за время боевых действий штурман 29-го гиап, он же замкомэска гвардии старший лейтенант Леонович, провел 340 боевых вылетов из них 127 — на сопровождение, 95 — на разведку, 106 — на прикрытие наземных войск и 12 — на "свободную охоту". В 50 воздушных боях он лично сбил 28 самолетов (Ю-88, Ме-110, 7 Ю-87, 5 Ме-109 и 14 ФВ-190). В двух последних боях одержал по две победы. В воздушных схватках был трижды ранен. Полк прекратил боевую работу в ноябре 1944 г., после освобождения Советского Заполярья. Капитан Леонович погиб в автокатастрофе 13 января 1946 г.

Герой Советского Союза (2.11.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й ст., медалями.

Литвиненко Трофим Афанасьевич

Родился 18 октября 1910 г. в селе Степанцы Киевской губернии. В 1932 г. окончил 2 курса Коммунистического техникума. В 1933 г. окончил Одесскую военную танковую школу. Через год Литвиненко был принят в Одесскую военную школу и еще через год переведен в Ворошиловградскую. Участник советско-финляндской войны.

28 сентября 1941 г. его МиГ-3 был сбит во время 38-го боевого вылета, капитан Литвиненко выпрыгнул с парашютом. Был ранен в ногу, оперирован в полевом медсанбате. Эшелон, на котором раненых эвакуировали в тыл, был разбомблен, и Литвиненко вновь получил ранение в ту же ногу... Два с половиной года потребовались летчику, чтобы преодолеть тяжелейшую травму и недоверие врачей и штабов — нога после ранения почти не сгибалась.

Ярость и сила воздушного бойца словно накапливались в нем за время, проведенное в госпиталях. В январе 1944 г. в своем первом же после ранения бою он сбил 3 самолета — 2 ФВ-190 и Ю-87. В марте — апреле ему довелось провести 17 воздушных боев и сбить в них 10 самолетов противника. В одном из летних боев он сбил двух "моранов" — Мк-410, а всего к ноябрю 1944 г. штурман 191-го иап (257 сад, 7 ВА) майор Литвиненко провел 167 боевых вылетов, сбил 20 самолетов противника. Воевал на Ла-5. В начале 1945 г. Литвиненко был назначен командиром полка, а в 1946 г., по состоянию здоровья был вынужден уйти из авиации. Жил в Ленинграде. Умер 14 сентября 1963 г.

Герой Советского Союза Судя (2.11.44). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского медалями. [126]

Лихобабин Иван Дмитриевич

Родился 27 января 1916 г. в селе Ширяево Воронежской губернии. Окончил 7 классов, экстерном окончил рабфак и поступил в техникум советской торговли, одновременно занимаясь в аэроклубе. В 1940 г. окончил летное училище. На фронте Лихобабин с ноября 1941 г. Более года сражался в составе 402-го иап, формировавшегося, главным образом, из летчиков-испытателей. В конце 1942 г., при выводе 402-го иап с фронта на доукомплектование, был переведен в 485-й иап. Капитан Лихобабин отличался точным, выверенным пилотированием и исключительной отвагой. Однажды, во время "визита" трех немецких истребителей, он взлетел, несмотря на риск быть расстрелянным на разбеге, с ходу атаковал противника, сбил одного и сразу же, выполнив полубочку, подбил второго. Третий "охотник" на форсаже, с пикированием ретировался. К концу войны зам. командира 72-го гиап (5 гиад, 11 иак, ЗВА) гвардии майор Лихобабин совершил 321 боевой вылет, провел 60 воздушных боев, где лично сбил 30 и в группе 9 самолетов противника. Он сражался на Северо-Западном, 1-м и 2-м Прибалтийских, 2-м и 3-м Белорусских фронтах. Воевал на МиГ-3 в 402-м иап, некоторое время в 1942 г. на "Харрикейнах", позднее на "яках". Среди сбитых им самолетов Ю-88, До-217, Ме-110, ФВ-189, Ме-109, ФВ-190.

После войны Лихобабин окончил ВВА. Летал на реактивных истребителях до 1961 г. В 1962 г. вышел в отставку в звании полковника. Жил и работал в подмосковном городе Одинцово. Умер 26 апреля 1994 г.

Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст.. Красной Звезды, медалями, иностранным орденом.

Лихолетов Петр Яковлевич

Родился 18 июля 1917 г. в Харцызске. С 1924 г. жил в поселке Еленовский Рудник, здесь окончил школу ФЗО, а в Славянске — рабфак. Работал на шахтах Донбасса. В 1938 г. Лихолетов окончил Харьковскую военную авиационную школу летчиков и летнабов, в 1940 г. — Чугуевское военное авиационное училище летчиков, в 1941 г. — курсы командиров звеньев в Ленинграде. Участник советско-финляндской войны.

В его натуре по-рыцарски сочетались лихость непревзойденного пилотажа, удивительно оправдывающая его фамилию, и суровая командирская взвешенность, ярость известного всему фронту бойца и далекая от околополетной буффонады любовь к живописи...

Свою первую победу он одержал 12 июля 1941 г., сбив в упор Ю-88 на своем МиГ-3.

"Лихолетов летал действительно лихо, говорится в историческом формуляре полка. — То он пикирует чуть ли не до земли и проносится затем над самыми крышами, то, перевернув самолет, в таком положении "бреет" поле аэродрома, и характерно, что эта лихость сочеталась в нем с каким-то невыразимо тонким чутьем машины, воздуха, полета..."

Свой самый тяжелый бой он провел в конце марта 1942 г., когда группа "мессеров" расколола шестерку Лихолетова и сбила двух его ведомых: Прудникова и [127] Веренихина. И хотя ему самому удалось в том бою сбить 2 Ме-109, а затем, используя крайне рискованный пилотаж, вырваться из "клещей" немцев, на бреющем полете приведя преследователей к своим зенитным батареям, оторваться от них и благополучно сесть, тот "бой стоил трех лет службы". Безоглядная отвага и индивидуализм навсегда уступили свое место расчетливости и осмотрительности.

Когда в начале 1943 г. полк вновь перевооружили, заменив "вохауки" на Ла-5, Лихолетов стал в полку главным инструктором и инспектором: без его "добра" на боевые задания летчиков не выпускали.

159-й иап (275 иад, 13 ВА), где служил Лихолетов, был славен не только четырьмя сотнями сбитых в боях вражеских самолетов, но и преемственностью боевого мастерства: от Булаева и Покрышева к Зотову и Лихолетову, от них в свою очередь к Серову и Веденееву.

Всего в 382 боевых вылетах и 78 воздушных боях он сбил лично 25 самолетов противника и 5 — уничтожил в групповых боях. Среди сбитых им все основные типы боевых самолетов, состоявших на вооружении нацистской Германии.

Герой Советского Союза (4.2.44). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

Лобанов Александр Васильевич

Родился 28 апреля 1917 г. на станции Карамышево Псковской губернии. Окончил в Минске среднюю школу и аэроклуб. Работал на Минском заводе им. А. Ф. Мясникова. В 1938 г. Лобанов окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.

На фронте с августа 1941 г. Воевал на Южном, 1-м Белорусском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. Участвовал в сражениях на Кубани и Курской дуге, в освобождении Украины и Польши, в штурме Берлина. К июлю 1943 г. зам. командира эскадрильи 41-го гиап (8 гиад, 5 иак, 2ВА) гвардии старший лейтенант Лобанов совершил 376 боевых вылетов на И-16 и Ла-5, провел 52 воздушных боя, где лично сбил 11 и в группе 12 самолетов противника. Всего за время Великой Отечественной войны в 811 боевых вылетах Лобанов лично сбил 26 и в группе 14 самолетов противника.

В 1949 г. он окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. В 1953 г. подполковник Лобанов уволился в запас, жил и работал в Минске. Умер 4 октября 1986 г.

Герой Советского Союза (28.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Трудового Красного Знамени, медалями.

Лобов Георгий Агеевич

Сделав свой первый боевой вылет во время советско-финляндской войны, Лобов одержал свою последнюю победу в конце 1951 г., сбив американского "шута" — Ф-80 в небе Кореи.

Он родился в Екатеринодаре (ныне Краснодар) 23 апреля 1915 г. Окончил 7 классов, работал обжигальщиком на цементном заводе в Новороссийске. В 1932 г. стал секретарем комсомольской организации завода. До призыва в армию успел окончить первый курс Новочеркасского авиационного института. В 1939 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков.

Боевое крещение получил во время советско-финляндского конфликта в 1940г. на И-15. Великую Отечественную начал комиссаром эскадрильи под Белостоком в первые дни. Позднее командовал полком, был заместителем командира 332-й иад, а с [128] февраля 1945 г. стал командиром 7-й гиад. Воевал на И-16, на "яках" и на Ла-5. Был ранен. Совершил 346 боевых вылетов, где лично сбил 19 и в группе 8 самолетов противника. После войны, в 1946 г., окончил курсы усовершенствования офицерского состава.

Свою третью войну, в Корее, командир 303-й иад полковник Лобов начал в августе 1951 г. Его дивизия одержала здесь наибольшее количество побед, сбив 302 самолета противника, в том числе 18 "сверхкрепостей" — Б-29. Именно в период пребывания его в 303-й иад и 324-й иад, которой командовал И. Кожедуб, советские ВВС добились превосходства над хозяйничавшими здесь до того ВВС США, с апреля по декабрь уничтожив в воздушных боях более 500, главным образом американских, самолетов. В этих сражениях Лобов сбил 4 Ф-80, хотя его личное участие в боях в значительной степени было ограничено, а затем и вовсе запрещено. В трех войнах он провел более 400 боевых вылетов, лично сбил 23 и в группе 8 самолетов противника.

В 1955 1. генерал-майор Лобов окончил Военную академию Генштаба. Был назначен начальником кафедры Военной академии имени М.В. Фрунзе. В 1976 г. генерал-майор Лобов вышел в отставку. Жил и работал в Москве. Умер 7 января 1994 г.

Герой Советского Союза (10.10.51). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 2-й ст., 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 3 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., иностранными орденами, медалями.

Луганский Сергей Данилович

Родился в Аулие-Ате (ныне Алма-Аты) в семье переселенцев из Воронежской губернии 1 октября 1918 г. Окончил там 8 классов, затем был направлен горкомом комсомола в Оренбургскую военную школу летчиков, которую окончил в 1938 г. [129]

В составе 14-й истребительной бригады Луганский участвовал в советско-финляндской войне. На Петрозаводском направлении, в эскадрилье И. Попова, провел 59 боевых вылетов, сбил в паре "Глостер Гладиатор". В одном из вылетов сам был сбит над вражеской территорией, при парашютировании потерял унты, но уже через день вышел в расположение своих войск.

Свои первые победы в Великой Отечественной войне он одержал в первом же бою, в небе Ростова-на-Дону, на ЛаГГ-3, сбив Ме-109, поразивший машину командира полка И. Попова. Успев перезарядить пушку, на предельно крутом вираже Луганский сумел зайти в хвост и зажечь еще одного "мессера". В тяжелом бою 8 сентября 1941 г., когда в воздушном бою погибли отважный В. Козлов и Герой Советского Союза В. Пешков, был сбит и Луганский. Во время прыжка с парашютом его атаковал Ме-109, повредивший купол, и при ударе о землю Луганский получил травмы. В одном из боев, который он принял вместе с батальонным комиссаром Новиковым, последний был сбит и Луганского "взял в оборот" СМЕРШ. Его долго мытарили и в конце концов перевели в другую часть, в 270-й иап.

14 сентября 1942 г. в разгар боев под Сталинградом он получил категоричный приказ — любой ценой прикрыть переправы через Волгу. В воздушном бою Луганский плоскостью срубил стабилизатор нырнувшему под него Ме-109. Оставалось благодарить конструкторов за прочность "лагга"; после касательного столкновения на встречных курсах самолет не только не рассыпался, но остался послушен пилоту, который продолжал вести бой.

Полтора года войны на тяжелых "лаггах" определили стиль ведения Луганским воздушного поединка. Он становится мастером боя на виражах, порой предельно крутых, когда плоскости самолета почти перпендикулярны земле.

Своей излюбленной тактике он не изменил и после перевооружения полка на Як-1 в начале 1943 г. Ему достается самолет с бортовым номером 47, на котором он участвует в боях на Курской дуге. Впервые встретив группу ФВ-190 в одном из [130] июльских боев, он сбил два самолета этого типа: один опять-таки на вираже, второй на покорной легкому "яку" вертикали. Вскоре в боях за Харьков он одержал двадцатую победу.

В конце августа, получив команду от командира дивизии, вынужден был взлететь на перехват, прервав свой утренний туалет, в мыле и неодетым. Хе-111 он сбил, расстреляв почти весь свой боезапас. Самолет приземлился на брюхо, а оставшиеся в живых члены экипажа были пленены.

Осенью над днепровскими переправами на глазах Главного маршала авиации А. Новикова он отрубил хвост уже легшему на боевой курс "хейнкелю", а свою машину сумел посадить на аэродром. Новиков лично приехал на аэродром, поблагодарил Луганского и представил его к ордену Александра Невского.

Жители Алма-Аты собрали 180 тысяч рублей для покупки самолета своему земляку, ставшему Героем Советского Союза. Луганский долго выбирал себе машину на саратовском заводе, пока сам директор не указал ему на отдельно стоящий Як-1. Этот самолет в свое время был изготовлен с особым тщанием по распоряжению генерального конструктора А. Яковлева для проведения сравнительных боев с истребителями других типов. Естественно, что Луганскому машина понравилась. Ее борт был украшен надписью "Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомольцев и молодежи г. Алма-Аты".

После гибели в бою командира полка Ф. Телегина гвардии капитан Луганский был назначен командиром 152-го гиап (270 иап).

Сложная и предельно напряженная психофизическая деятельность летчиков-истребителей, по-видимому, открывала в сознании некоторых из них неизвестные процессы, в частности обостряя предчувствие. В день своей гибели, совпавший с его днем рождения, Телегин выглядел подавленным и рассеянным, жаловался Луганскому на приснившийся ему дурной сон. Тот уговорил было товарища денек отдохнуть, выспаться. Но последовало задание, требовавшее, чтобы командир сам поднял полк в воздух. В воздушном бою Телегин сбил ФВ-190, но и сам, по-видимому, был убит в кабине — его самолет падал отвесно...

Весной 1944 г. в полк прилетела американская делегация. Беседуя с летчиками, один из членов делегации, полковник Бонт, прилетевший на "Кингкобре", с улыбкой пощелкав пальцем по фанерному крылу "яка", предложил сразиться в учебном бою. Луганский сразу же вышел ему в хвост и так ходил за ним, несмотря на энергичное маневрирование американца, пока тот не пошел на посадку.

Однажды, при возвращении с боевого задания, пара Луганского была атакована над своим аэродромом парой "охотников". Опытный ведомый В. Усов успел выполнить боевой разворот и сбить один из "мессеров", но и сам был сбит. Луганского спасло то, что в начале атаки противника он выпустил шасси, самолет просел, и трассы прошли выше. Пока он убирал шасси и разгонялся, "охотник" вновь обстрелял его: зацепил ногу, разбил фонарь и приборную доску, повредил висевший на боку пистолет... Немец не учел, что в машине русского было совсем мало горючего и его без того легкий "як" стал сверхлегким, способным на невиданные виражи и петли. Скоро советский летчик зашел ему в хвост, длинной очередью вывел из строя двигатель и позволил приземлиться. Вражеский летчик был взят в плен. По всей видимости, это был Отто Фенеколд из 52-й эскадры, имевший в немецком исчислении 136 "побед" и по результативности входивший в четвертую десятку летчиков Люфтваффе.

Луганскому везло на яркие, эффектные бои. Однажды в паре с И. Кузьмичевым они встретили четверку немецких "охотников". В полках дивизии уже было известно об этой группе, сбившей несколько советских самолетов. Заметив противника, Луганский с ведомым вошли в большое облако, где, мгновенно выполнив переворот, с ходу атаковали немцев, сбив в упор два самолета. Оставшаяся пара ушла затяжным пикированием. [131]

В марте 1945 г. командующий фронтом маршал Конев приказом направил гвардии майора Луганского на учебу в ВВА. Узнав, что имущество дважды Героя состоит из пары белья, гимнастерки и бритвенного набора, он подарил ему трофейный "мерседес", на котором тот и приехал с фронта в Монино. Всего за войну летчик провел 390 боевых вылетов, сбил лично 37 и в группе 6 самолетов противника.

После окончания академии командовал авиационными соединениями ПВО страны. Генерал-майор авиации Луганский летал до 1963 г. на разных типах реактивных истребителей — от МиГ-15 до МиГ-19. Вышел в запас в 1964 г. Этот беззаветный воздушный боец трогательно любил цветы, в часы досуга заботливо ухаживал за собранной им коллекцией цветов. Написал книги: "На глубоких виражах" (Алма-Аты, 1963), "Небо остается чистым" (Алма-Аты, 1970). Умер в Алма-Аты 16 января 1977 г.

Дважды Герой Советского Союза (02.9.43; 01.7.44). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Луцкий Владимир Александрович

Родился 21 мая 1918 г. в Севастополе. Окончил 3 курса железнодорожного техникума в Симферополе. После окончания Качинской военной авиационной школы в 1938 г. Луцкий в течение 3-х лет служил там инструктором, затем командиром звена.

На фронте с июня 1942 г. Свою первую победу Луцкий одержал 27 июля 1942 г., будучи ведомым командира 434-го иап (32 гиап) майора И. Клещева. 19 сентября 1942 г., прикрывая на Як-7 посадку капитана Избинского, он сбил модернизированный Ме-109Ф. Всего под Сталинградом летчик одержал 5 побед. 9 марта 1943 г. сбил над своим аэродромом Ю-88 и пару прикрывавших его ФВ-190. В боях на Курской дуге Луцкий также одержал 5 личных побед. Командовал звеном, эскадрильей, а с июля 1944 г. — 32-м гвардейским авиационным Виленским орденов Ленина и Кутузова полком, сбившим в воздушных боях 523 самолета противника (5-й результат в советских ВВС).

[132] Всего за войну гвардии майор Луцкий провел около 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 20 самолетов противника.

После войны освоил многие типы реактивных истребителей. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. Командовал авиадивизией, работал в Главном штабе ВВС, в ВВА. Заслуженный военный летчик СССР, генерал-лейтенант авиации Луцкий вышел в запас в 1972 г. Жил и работал в Симферополе. Умер 19 декабря 1976 г.

Герой Советского Союза (24.8.43). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Люсин Владимир Николаевич

Родился 27 апреля 1918 г. в деревне Баран Костромской губернии. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, Костромской аэроклуб, работал на заводе. В 1940 г. Люсин окончил военную авиационную школу летчиков.

На фронте с начала Великой Отечественной. Свой первый боевой вылет Люсин выполнил над Могилевом на И-16 в составе 170-го иап. Первую победу одержал на ЛаГГ-3, сбив Ме-109 24 июля 1942 г. 9 августа записал на свой счет Ю-88. 28 августа Люсин был сбит на взлете "охотниками", ранен. После возвращения из госпиталя воевал на Ла-5, а позднее на "яках" в составе 85-го гиап. Самым результативным стал для него апрель 1944 г., когда в боях за освобождение Крыма он сбил 5 вражеских самолетов. Свою 15-ю победу летчик одержал над Сапун-горой. К маю 1944 г. командир звена 85-го гиап гвардии ст. лейтенант Люсин в 200 боевых вылетах лично сбил 15 самолетов противника. К концу войны капитан Люсин довел свой личный счет до 20 побед.

В 1947 г. он окончил Высшие летно-тактические курсы, в 1955 г. — курсы усовершенствования офицерского состава. Освоил реактивную технику. В 1956 г. майор Люсин демобилизовался. Живет и работает в Костроме.

Герой Советского Союза (19.8.44). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Дальше