Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Примечания

{1} Знамения и знаки, сопровождавшие убийство Юлия Цезаря, были не просто плодом народных суеверий; их современник Вергилий перечисляет их в «Георгиках», 1, 461–497.
{2} Светоний, кажется, ошибается, полагая, что М. Атий Бальб был особенно знаменитым предком. Атилий Бульб, консул в 245-м и 235 гг. до н. э., видимо, не был его предком. Антоний (см.: Светоний, «Божественный Август», IV, 2) слышал, будто Бальб был сыном парфюмера и булочницы в Ариции. Это, разумеется, история особого свойства, и она могла оказаться правдой.
{3} Юлий отправился из Рима в Галлию весной 58 г. до н. э., когда маленькому Октавию было четыре с половиной года. Он не вернулся в Рим и не видел племянника до 49 г. до н. э., пока мальчику не исполнилось четырнадцать. Их тесная связь началась в том же году, а сотрудничество особенно плодотворным было в 45 г. до н. э., когда восемнадцатилетний Октавий находился вместе с Юлием в Испании.
{4} Атия снова вышла замуж, и ее второй муж (который оказался хорошим отчимом для пасынка) был гораздо более значительной личностью, чем Гай Октавий. Это был Луций Марций Филипп, который происходил из сенаторского сословия, его отец, дед, прадед и прапрапрадед были консулами и фигурировали в консульских списках; сам он также дважды исполнял консульские обязанности. Разница — весьма существенная — заключалась в общественной значимости, достигнутой Юлием. В 64 г. до н. э. Юлий был политическим банкротом, и Октавий был достаточно хорош для его племянницы; в 58 г. до н. э. Юлий начал завоевание Галлии, и теперь его племянница могла претендовать на Филиппа с его длинным списком предков-консулов. Это имело значение для укрепления общественного статуса и сына Атии.
{5} Его учителями были Аполлодор Пергамский, а потом Арей и его сыновья Дионисий и Никанор. В 84-й и 88-й главах Светоний («Божественный Август», LXXXIX) подробно это описывает, а также говорит об особенностях стиля и дикции Августа.
{6} Светоний. Божественный Август. 79–83. См. также отдельные подробности биографии Юлия Цезаря у Плутарха.
{7} Возможно, Октавий рассуждал именно так, мы, однако, не обязаны с ним соглашаться. Цицерон («Письма Аттику», XV, 4) полагал, что Юлий никогда не возвратится. Вполне вероятно, что тактические трудности, которые уже оказались непреодолимыми для такого полководца, как Красе, и даже для Марка Антония, стали бы непреодолимыми и для Цезаря; в Месопотамии он, может быть, утратил бы лавры, которые приобрел в Галлии. Бессмертная военная слава Юлия, возможно, осталась в памяти благодаря его ранней кончине, охранившей его от опасностей, исходивших от парфянских горных племен и по-парфянски одетых в кольчуги вооруженных жителей, которые сражаются на своей земле. Интересно поразмышлять о возможной реакции относительно восточного поражения Юлия. История Гая Октавия определенно была бы другой!
{8} В письме к Аттику после 18 мая Цицерон называет молодого человека Октавием. Но уже в конце июня он называет его Октавианом («Письма к Аттику», XV, 2, 12).
{9} В Рим — то есть на Игры в честь Аполлона. Встреча происходила 26 июня, за десять дней до начала Игр.
{10} Содержание этого разговора приводится столь подробно, поскольку его сохранил для нас Цицерон в «Письмах к Аттику», XV, 11.
{11} Свидетельство Цицерона в «Письмах друзьям», XII, 23; «Филиппики», III, 7–8. Светоний в «Божественном Августе», X, повторяет обвинение без всякого комментария; Плутарх говорит о нем как о слухе. Д-р Райе Холмс («Здание Римской империи», 1, с. 27), кажется, склонен верить в обвинение. Аппиан («Гражданские войны», III, 39), вероятно, прав, обращая внимание на то, что Антоний все еще был нужен Октавиану.
{12} Письма к Аттику. XIV, 21 и XV, 2; Цицерон упоминает лишь Гирция, а об остальных мы можем только догадываться.
{13} События во время осады Мутины произвели впечатление на всех очевидцев из-за колоссальной разницы между обученными и необученными войсками. См. кн. м-ра Стренчен-Дэвидсона «Цицерон», с. 412–416, который цитирует «Письма друзьям» Цицерона X, 30, X, 11, X, 24, XI, 14; «Филиппики», X, 7 и 9; XIII, 6, 13; к этому можно прибавить и «Тускуланские беседы», II, XVI, 37–38 и «Гражданские войны» Аппиана, III, 69.
{14} Существует рассказ (Аппиан, «Гражданские войны», III, 75) о том, что Панса перед смертью имел беседу с Октавианом и изложил ему все эти соображения. Историки всегда с подозрением относились к этому сообщению, и для этого есть причины, однако суть разговора Пансы сама по себе истинна.
{15} Эта была форма усыновления, известная как adrogatio. Родного отца Октавиана не было в живых, а Гай Юлий Цезарь был мертв, поэтому Октавиан не мог быть передан новому отцу по обычным правилам усыновления, которое представляло собой форму передачи-продажи одного другому. Он должен был обратиться к высшим магистратам, народному собранию, известному как курия; и это собрание должно было официально ввести его в новый статус своей властью. Очевидно, появились какие-то сомнения или возникли вопросы о законности прежнего усыновления Октавиана, поэтому он воспользовался первой же возможностью уладить дело.
{16} Многие читатели помнят из Посланий св. Павла Галатам (4: 4–9): «Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник». У св. Павла было перед глазами множество примеров, и эта фигура речи имела силу и неоспоримость, которые ныне отсутствуют; и случай Октавиана был одним из них.
{17} Если бы речь зашла о суде над Цицероном, его защитникам очень трудно было бы доказать его непричастность к сочувствующим убийству.
{18} Об ответе Антония см. гл. 3.
{19} Технический термин Rei publicae constituendae causa определял диктаторскую власть Суллы и Цезаря и связывал с ними триумвират как развитие того же принципа.
{20} Светоний («Божественный Август», XXVII) представляет Октавиана самым суровым из всех триумвиров, очевидно по свидетельству Юлия Сатурнина. Светоний, однако, признает, что Октавиан не принимал некоторых обвинений в свой адрес. Подробно характер Октавиана описан Светонием в главах 33 и 51–56, и он совершенно не соответствует обвинениям его в жестокости и суровости. Мы должны увязать факт проскрипций с равно признанным фактом, что и Октавиан, и Антоний имели репутацию людей добродушных. Был, однако, путь, по которому в проскрипции вкрались элементы жестокости, и это античные историки связывали с женой Антония — Фульвией. Во всяком случае, именно она была натурой жестокой и злопамятной. См. рассказ Валерия Максима и Аппиана, IV, 39, о Казетии Руфе. Глядя на его голову, Антоний сознался, что не знал этого человека и что, скорее всего, это дела его жены. Говорят, она пронзила язык мертвой головы Цицерона булавкой. Если мы примем к сведению эти сообщения, то тогда можно будет предположить, откуда в проскрипциях появилась такая жестокость. Разумеется, триумвиры должны были учитывать последствия своего решения.
{21} Этот замечательный документ (истинный или сфабрикованный, но скорее все-таки истинный), который Аппиан («Гражданские войны», IV, 8–11) приводит в своей истории, заслуживает разъяснения. Авторы заявляли, что они подвергли проскрипциям меньше людей, чем Сулла, что, во-первых, говорит о длине списка Суллы и сколь сильное негодование он вызвал; и, во-вторых, что практика включения в списки военнопленных, как в случае с самнитами в Сулланских проскрипциях, все еще была в ходу. Согласно Аппиану, в списке Суллы было 40 сенаторов и 1600 человек всаднического сословия. Аппиан также называет цифры списка триумвиров — около 300 сенаторов и 2000 всадников. Аргумент относительно ареста звучит странно для современного уха, но арест, безусловно, был лучшей долей. У римских правителей не было надежных тюремщиков, и любая попытка удерживать под стражей столько людей была серьезным риском, который сделал бы комитет более непопулярным, чем простое уничтожение людей.
{22} Есть другая версия относительно этого. В соответствии с Плутархом, один из рабов Квинта, по имени Филолог, предоставил информацию, но он же говорит, что Тирон не упоминает о Филологе. Аппиан пишет, что это был сапожник, один из клиентов Клодия. Эти противоречивые рассказы доказывают лишь то, что никто не обладал достоверной информацией о том, кто выдал Цицерона.
{23} Римские женщины того времени находились совсем в другом положении, нежели в XIX в. Они (это можно видеть из рассказа о Клодий и Доброй богине Плутарха в жизнеописании Цезаря) имели свои организации, независимые от мужских; коллегия весталок была самой влиятельной в городе. Она в свое время смогла повлиять на Суллу, и этого уже достаточно, чтобы понять, насколько они были могущественны.
{24} Талант не был монетой, но суммой денег наподобие лакха рупий (100 000 рупий). Мы можем проследить суммы в 16 000, 1500, 150, 8000 и 500 талантов, или 26 150 талантов всего, кроме сумм, собранных за десятилетний срок азиатского налога, и все эти деньги были потрачены на содержание армий Брута и Кассия.
{25} Хозяйство Горация обрабатывали восемь рабов, как известно из его «Сатир», II, VII, 101.
{26} Вентидий был человеком, который сделал сам себя, вышедшим из военных контрактников. Если судить по примерам, приведенным Фронтином (I, I, 6; II, II, 5; II, V, 36, 37), он оказался отличным психологом и своим успехом был обязан этому. Сравнение между психологом Вентидием и инженером Агриппой заслуживает размышления.
{27} Порт Юлиев можно было видеть еще в 1538 г., когда он был уничтожен мощным землетрясением, в результате которого поднялась гора Монте-Нуово и наполовину заполнила Лукринское озеро. Вероятно, именно во время этих работ Вергилий подробно ознакомился с Авернским озером, которое затем обессмертил в шестой книге «Энеиды».
{28} И христиане и мусульмане впоследствии эффективно использовали ее в борьбе со своими врагами.
{29} Послания Антония были, очевидно, получены консулами в начале 33 г. до н. э. вместе с его письмом с жалобами на Октавиана. В ответ на его обвинения, что он присвоил всю. Сицилию, не возвратил посланные ему корабли и завладел долей Лепида, Октавиан отвечал, что он поделился бы с Антонием, если бы тот поделился с ним Арменией. В ответ на еще одно обвинение, что он всю Италию приспособил под раздачу земли своим войскам и не оставил территории для войск Антония, Октавиан отвечал, что воинам Антония, видимо, не понадобятся земли в Италии после героических усилий и успехов, достигнутых ими в Мидии и Парфии. Последний намек был убийственным (Плутарх, «Антоний»).
{30} Со времени построения последнего акведука прошло 92 года. Работа Агриппы знаменовала собой конец гражданских войн и возврат к мирной жизни. Он стал первым постоянным главой службы водного снабжения на систематической основе (Фронтон, «Акведуки», 98).
{31} Об этих письмах говорит Светоний («Божественный Август», 68–70). Многие из этих обвинений — на современный взгляд — полнейшая чушь, но, безусловно, рассчитанная на общественное мнение. Из Плутарха видно, что Октавиан отвечал тем же («Антоний», 50, 5).
{32} Кроме великолепного портика Октавии с сокровищами искусства, библиотеками и переходами, Август построил Форум Аугусти, место отдыха, которое вызывало всеобщее восхищение, со стенами в сто футов высотой, а также мавзолей, где были захоронены все его предки и преемники вплоть до Нервы. Форум был построен в память о победе при Филиппах и в память отмщения за смерть Юлия и был освящен во II в. до н. э. Мавзолей представлял собой грандиозное круглое здание с огромным земляным холмом на крыше, засаженным деревьями и увенчанным статуей Августа. Он стоял посреди небольшого парка. Восстановление зданий и более мелкие работы, предпринятые Августом, были бесчисленны.
{33} Ливий — историк золотого века. Однако он не был единственным историком своего времени. Дионисий Галикарнасский писал по-гречески и потому не считается автором века Августа, но тоже был значительным писателем. Не стоит забывать и Деллия, отпущенника Марка Антония, историка, которому, вероятно, обязан Плутарх, в описании жизни Антония, и все его последователи, включая «Антония и Клеопатру» Шекспира. Его произведения до нас не дошли, так же как и произведения Фенестеллы, латинского автора, у которого Плутарх взял несколько интересных сцен, был также и Асиний Поллион, истинный автор века Августа, который донес до нас «Жребий брошен» и который не боялся критиковать стиль Ливия или беспристрастие Юлия. Произведения величайшего знатока древности Варрона также не дошли до наших дней.
{34} Возможность появления у Августа наследника столь значима, и неспособность произвести на свет такового имела столь далеко идущие последствия, что мы должны остановиться и посмотреть, действительно ли «ничего нельзя было поделать». То, что причина была не в Августе, видно из его брака со Скрибонией, которая произвела на свет Юлию. Естественно предположить, что Ливия была бездетна, однако она была матерью Тиберия и Друза, так что и этот аргумент отпадает. Светоний («Божественный Август», 71) проливает свет на это обстоятельство. Сказав, что Август опроверг все нравственные обвинения в роскоши, Светоний добавляет: «Сладострастным утехам он предавался и впоследствии и был, говорят, большим любителем молоденьких девушек, которых ему отовсюду добывала сама жена». Было это правдой? Если так, то это многое объясняет. Однако это могло быть ложью и сплетнями, распространенными в римском обществе. Это замечание у Светония возникает столь неожиданно и столь обрывочно, причем сопровождается словом «говорят», что в это трудно поверить.
{35} Имеется единственный намек на то, что Август «жену одного консуляра на глазах у мужа увел с пира к себе в спальню, а потом привел обратно, растрепанную и красную до ушей», однако вряд ли даже самый строгий судья заключил на основании покрасневших ушей нарушение седьмой заповеди. Все подробности в «Божественном Августе», 69, видимо, приведены на основании утверждения Марка Антония, который злословит ему в письме, не придавая этому серьезного значения. Мы уже знакомы с этим случаем во «Второй филиппике» и ответом Антония.
Список иллюстраций