19 сентября 2003 года
Военные мемуары
Маршал Жуков Г.К: ...книга Н. А. Антипенко представляет несомненную ценность. По существу это первый труд, обобщающий сложную и многогранную работу органов тыла Красной Армии в Великой Отечественной войне. Как говорит сам автор, он не претендовал на полное описание работы тыла Красной Армии, а стремился лишь осветить и научно обобщить самоотверженный труд многотысячного коллектива неутомимых тружеников тыла тех фронтов, где ему приходилось работать в должности заместителя командующего войсками фронта по тылу. И это ему безусловно удалось.
Hoaxer: Африкан Петрович Богаевский -- генерал-лейтенант Русской армии, один из вождей Белого движения и сподвижников Деникина, донской атаман, участник "Ледяного похода", с января 1920 -- председатель Южно-Русского правительства. Мемуары написаны живым языком профессионального военного человека.
Аннотация издательства: Джулио Валерио Боргезе, Черный Принц людей-торпед, возможно известный нашему читателю исключительно по фильму конца шестидесятых годов ?Их знали только в лицо? (о борьбе одесских подпольщиков с фашистскими подводными пловцами на Черном море)? долгие годы посвятил созданию итальянских подводных коммандос, а в послевоенные годы, избежав суда, продолжал подрывную деятельность, о которой нам практически ничего не известно. Французский биограф Боргезе Пьер Демаре осторожно пишет, что ?это был период попыток, иногда удачных, саботажа на передаваемых Италией победившим союзным державам военных кораблях?. Однако автор ни словом не обмолвился о трагедии советского линкора ?Новороссийск?? бывшего ?Юлия Цезаря?,? взорванного и ушедшего на дно Севастопольской бухты 29 октября 1955 года. А ведь это люди Боргезе? и в этом остается все меньше сомнений? заложили мины под линкор, выбрав для этого подходящий момент. Вот что рассказывает капитан 2-го ранга Ю. Лепехов, который в марте 1949 года, будучи командиром трюмной группы этого линкора, осматривал трюм: ?На 23-м шпангоуте я обнаружил переборку, в которой флорные вырезы (поперечная связь днищевого перекрытия, состоящая из вертикальных стальных листов, ограниченных сверху настилом второго дна, а снизу? обшивкой днища) оказались заваренными. Сварка показалась мне довольно свежей по сравнению со сварными швами на переборках. Подумал: как узнать, что находится за этой переборкой? Если вырезать автогеном, может начаться пожар или даже произойти взрыв. Решил проверить, что имеется за переборкой путем высверливания с помощью пневматической машинки. На корабле такой машинки не оказалось. Я в тот же день доложил об этом командиру дивизиона живучести. Доложил ли он об этом командованию? Я не знаю. Вот так этот вопрос остался забытым?. Почему вице-адмирал Пархоменко и его штаб не обратили внимания на то, что на итальянском линкоре имеется ?потайной карман?, остается загадкой. Умер Боргезе в 1974 году в Кадисе, в Испании. Многие фашистские преступники спокойно доживали свой век под крылышком режима генерала Франко.
Автор: В воспоминаниях я коснусь тех вопросов, которыми занимался в силу должностных обязанностей. В период 1948-1962 гг. мне приходилось участвовать в проектно-конструкторских работах, экспедициях на полигоны, общаться с интересными людьми. Кстати, в публикациях, появившихся после рассекречивания города Арзамас-16, в основном описана деятельность ученых и руководителей высокого ранга, я же ставил целью показать труд рядовых инженеров, конструкторов, техников и рабочих, с которыми мне пришлось трудиться над решением той или иной задачи, что исполнителями "атомной проблемы" являлись не только руководители того или иного коллектива, но в первую очередь - рядовые инженеры, техники и рабочие-специалисты.
Hoaxer: Массивный opus magnum Антон Иваныча Деникина о Революции и последующей Гражданской войне. Это, конечно, не исследование, и не исторический труд, это мемуары, продолжение "Пути русского офицера". Если учесть обилие цитат речей А.И. Деникина, если учесть его многословные описания противостояний с Красновым, Врангелем, и если учесть некоторые другие элементы воспоминаний, может показаться, что А.И. преувеличивает собственный заслуги и чрезмерно обеляет собственные намерения и их причины. Но всё же, как мне кажется, Деникин искреннен и хорош. Другое дело, что не тот это был человек в то самое время. Но это уже к мемуарам отношения не имеет.
Аннотация издательства: Имя автора этой книги широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Он - один из семерки летчиков, спасавших в 1934 году челюскинцев и первыми удостоенных звания Героя Советского Союза, командир авиационных соединений в годы Великой Отечественной войны, один из руководителей подготовки космонавтов с начала 60-х годов. Его книга - содержательный и волнующий рассказ о больших и славных событиях в истории советской авиации и космонавтики, о жизни и учебе, о мужестве и героизме наших летчиков и космонавтов.
Аннотация издательства: Отто Скорцени? родоначальник нацистских коммандос. Прежде всего, очень сложно найти как в реальной жизни, так и в художественной литературе более невероятные приключения, чем те, что выпали на долю этого офицера СС? личности, к счастью союзников-англичан и американцев, так и не сумевшей реализовать себя до конца. Освобождение Муссолини и занятие Замка на Горе в Будапеште сделали бы честь героям Дюма и гангстерских романов тридцатых годов. Редкий кинобоевик содержит столько приключений, сколько их пережил Скорцени, выполняя секретные задания в разных странах Европы. Во-вторых, редко когда человек, не занимавший каких-либо значительных постов в иерархии государственной власти, в армии, играл такую роль в истории второй мировой войны. Скорцени, один из сотен тысяч обычных немецких офицеров, на какое-то время сковал действия целой армии, союзников! И вместе с тем Скорцени не герой ?в чистом виде?,? это самый настоящий эсэсовец, фанатично преданный фюреру и рейху. И это третья причина, по которой мы взялись за публикацию его мемуаров. Феномен Скорцени? кристаллизация духа национал-социализма в самой опасной и заразной форме.
Биографии
Аннотация издательства: ?В степи под Херсоном высокие травы, в степи под Херсоном курган...? Эта песня о матросе-партизане Железняке? герое гражданской войны А. Г. Железнякове широко известна у нас в стране. Но немногие знают, как сложилась жизнь этого удивительной отваги и мужества человека. Побег с царского флота, штурм Зимнего, разгон Учредительного собрания, командование бронепоездом? вот славные страницы биографии героя. Его вела по жизни жажда подвига и беззаветная верность революции. Автор книги? бывший военный моряк-балтиец, писатель Илья Амурский? долгие годы собирал сведения о жизни и деятельности Железнякова, разыскивал его родственников, товарищей, очевидцев событий. На основании этого материала и написана книга. Многие десятки тысяч бесстрашных бойцов отдали свои жизни за дело народа, сражаясь в рядах Красной Армии и Военно-Морского Флота. Имена таких народных героев, как Чапаев, Щорс, Руднев, Пархоменко, Лазо, Дундич, матрос Железняков и многих других, будут постоянно жить в сердцах поколений. О них благодарный советский народ слагает свои песни, о них пишут и еще будут много писать книг. Они вдохновляют нашу молодежь на подвиги и героизм и служат прекрасным примером беспредельной преданности своему народу...? К. Е. Ворошилов .
Аннотация издательства: Исторический роман о великом русском флотоводце Федоре Федоровиче Ушакове вышел в свет в 1981 году под названием ?Боярин Российского флота? и был отмечен Государственной премией Мордовии. Для настоящего издания автор доработал свое произведение.
Дневники и письма
Hoaxer: Извлечения из дневников Бунина (которые он вёл лет шестьдесят) за 1939-1945 гг. С возрастом характер Бунина портился (да и был его нрав от рожденья далеко не сахар). Бунин к тому же человек зело горячий и категоричный. Большевиков он ненавидел всеми фибрами души (наверное и большевики его тоже ненавидели). Бунин живо интересовался происходящим в мире. Так как в мире с 1939 по 1945 годы происходила Вторая Мировая война, то Бунин ея отразил в своих дневниках. Кои и предлагаются вашему вниманию (а будут ещё и "Окаянные дни"). К слову, дневники бунинские (в трехтомнике, как бы полные) я перечитываю, потому что написаны очень интересно. Погружают во время оно. Иван Алексеич вообще молодец по части стиля и передачи впечатлений, реальный реалист. И очень, очень злобный...
Hoaxer: Кто такая Л. Осипова конкретно, я не знаю (да и зачем?). Судя по дневникам, яркая (и ярая) представительница "русской интеллигенции" 10-х годов прошлого века, метко охарактеризованной Ильичом (не касается интеллигенции вообще). "Немцы-освободители", "освободительные бомбы", "друзья из СД" и пр., пр., пр. Ко 22-му июня Осипова -- оголтелая ненавистница советского строя, истово жаждущая прихода немцев, чтоб они всех (типа как бы) освободили. Несмотря на тяготы и лишения военного времени, Осипова ни разу не усмонилась в гнусности предыдущей советской жизни. В дневнике встречаются изумительнейшие повремённые жемчужины! Надо отдать должное Осиповой, несмотря на ея взгляды -- описывала окружающую реальность в основном объективно. Очень интересны выводы относительно германского национального характера и сравнения испанцев (из Голубой дивизии) и немцев. Правильные выводы!
Исследования
Аннотация издательства: В военно-историческом очерке английского историка-публициста на основе обширного документального и фактического материала разоблачается тезис буржуазной историографии о том, что осенью 1939 года Англия и Франция якобы были не в состоянии дать вооруженный отпор агрессивным акциям германского фашизма. Автор убедительно показывает механизм поощрения агрессора, явное нежелание английских и французских правящих кругов выполнить свои обещания в отношении стран, которым угрожала гитлеровская Германия.
Военная мысль
Аннотация издательства: Е. Барсуков. "Русская артиллерия в мировую войну 1914 ? 1918 гг. Том первый". Автор настоящего труда всю свою многолетнюю службу провел в артиллерии. Начав строевую службу в 1884 г. младшим офицером в артиллерийской бригаде, в 1895 г. окончил Академию генерального штаба и далее продолжал служить в артиллерии, последовательно занимая должности в Главном артиллерийском управлении, в Управлении инспектора артиллерии; с 1904 г. по 1914 г. состоял по совместительству руководителем в офицерской артиллерийской школе; с 1910 г. до мировой войны был членом артиллерийского комитета и комиссии по составлению уставов и наставлений. Во время мировой войны 1914 ? 1918 гг. получал командировки на Кавказский и Юго-западный фронты для обследования действий артиллерии и снабжения ее боеприпасами и с января 1916 г. по февраль 1918 г. был начальником Управления полевого инспектора артиллерии при верховном главнокомандующем и председателем комиссии по организации тяжелой артиллерии особого назначения. Близко знакомый по занимаемым должностям с важнейшими сторонами развития артиллерии царской армии, автор для своего труда широко использовал многочисленные архивные материалы и в первой части первого тома дал подробное изложение организации, состояния материальной части, тактической и технической подготовки русской артиллерии перед мировой войной. Во второй части изложены все перемены, которые произошли в русской артиллерии за время мировой войны как в отношении управления, организации, так и в особенности увеличения артиллерии всех видов. Книга предназначается для начальствующего и командного состава Красной Армии как военно-историческое исследование эволюции артиллерии за время мировой войны 1914 ? 1918 гг.
Аннотация издательства: Книга подготовлена Институтом военной истории Министерства обороны СССР совместно с Советом ветеранов Северо-Западного фронта. Ее авторами являются активные участники Великой Отечественной войны. Опираясь на большой фактический материал, авторы рассказывают о действиях и роли Северо-Западного фронта в Великой Отечественной войне, в том числе и при защите Москвы и Ленинграда. Книга открывается статьей бывшего командующего фронтом генерала армии П. А. Курочкина о наиболее важных этапах боевых действий фронта в целом. Вопросы партийно-политической работы особенно широко освещены в статьях генерал-лейтенантов А. Д. Окорокова и Ф. Я. Лисицына. Действиям бронетанковых и механизированных войск посвящена статья маршала бронетанковых войск П. П. Полубоярова, инженерных войск? генерал-лейтенанта В. Ф. Зотова, медицинской службы? генерал-майора М. А. Шамашкина. Героизм пехотинцев описан в статьях генерал-майора Г. Н. Шинкаренко, полковников С. Ф. Хвалея, Н. Б. Ивушкина, Н. К. Дьячкова и др. Отважным летчикам посвящены статьи генерал-полковника авиации Ф. П. Полынина, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Р. С. Терского, полковника Н. А. Шмелева. Партизанская борьба на Северо-Западном фронте освещается в статьях генерал-майора А. Н. Асмолова и майора А. Д. Кондратьева. Статья капитана 1-го ранга С. Ф. Кувшинова посвящена самоотверженным действиям советских моряков.
Военная история
Аннотация издательства: В тихоокеанских кампаниях 1941-1945 гг. окинавская операция? захват острова вооруженными силами США? была одной из крупнейших, предрешивших поражение Японии во Второй мировой войне. Описанию этой операции и посвящена данная книга.
Маршал М. В. Захаров: Предлагаемая вниманию читателей книга разработана на широкой документальной базе. В ней на основе... новейших достижений советской военно-исторической науки последовательно рассмотрен процесс зарождения советских инженерных войск, основных этапов их развития, технического оснащения и боевого применения в 1918-1968 гг. Наиболее подробно в труде освещается боевая и обеспечивающая деятельность инженерных войск, особенно в важнейших событиях Великой Отечественной войны. ...Настоящий военно-исторический очерк может служить хорошим пособием для слушателей военных академий и курсантов военных училищ при изучении истории военного искусства, а также в пропаганде боевых традиций среди личного состава инженерных частей и подразделений нашей армии. ...С большим интересом эта книга будет прочитана офицерами и генералами инженерных войск, находящимися на службе, ветеранами гражданской и Великой Отечественной войн, ушедшими в запас и отставку. Много ценного и поучительного в ней найдут генералы, офицеры, сержантский и рядовой состав всех родов войск и видов Вооруженных Сил, изучающие историю советского военного искусства.
Аннотация издательства: Книга представляет собой военно-исторический очерк о боевых действиях Советских Военно-Воздушных Сил в Великой Отечественной войне. Читатель найдет в ней ценные сведения о том, как под руководством Коммунистической партии сражались и побеждали врага советские летчики. Книга иллюстрирована фотографиями известных авиационных военачальников и прославленных летчиков, схемами боевых действий. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Аннотация издательства: Книга посвящена наиболее интересному и трагичному периоду в истории Императорского Японского флота? его участию во Второй Мировой войне. Являясь одной из лучших работ обзорного характера, она может быть рекомендована самому широкому кругу читателей.
Аннотация издательства: В обороне Сталинграда, в достижении выдающейся победы на Волге в годы Великой Отечественной войны значительную роль сыграла Волжская военная флотилия. Капитан 1 ранга запаса профессор доктор исторических наук Локтионов И. И. в своем военно-историческом очерке обстоятельно исследует боевые действия флотилии, рассказывает о стойкости, героизме и боевом мастерстве экипажей кораблей, принимавших участие в защите Сталинграда и Волжской водной коммуникации. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Автор: Вторжение итальянцев в Абиссинию весьма поучительно для освещения одного из отделов стратегии, именно о десантных экспедициях. Событие произошло в самое последнее время, итальянцы применили средства новейшей морской и сухопутной техники, в Массуа устроили превосходный амбаркационный пункт, с десантным отрядом проникли весьма глубоко в страну до 400 километров (вопрос о длине операционной линии десантного отряда) и все это при затрате сравнительно небольших средств. При таких условиях - и положительная, и отрицательная стороны их действий имеет большой интерес. Суэцкий канал открыл кратчайший путь в Индию; европейские державы, имевшие в Индии колонии, спешили запастись на этом пути угольными станциями и стоянками для своего торгового и военного флота. Англия уже заблаговременно захватила остров Пером и завладела таким образом Баб-эль-Мандебским проливом. Франция заняла северный берег Таджурской бухты и основала колонию Обок. Южная часть этой бухты принадлежала англичанам, которые владели гаванью Зейла...
Аннотация издательства: Эта историко-партийная монография посвящена героической борьбе советских людей, развернувшейся на территории Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны? в тылу немецко-фашистской группы армий ?Север?. В книге большое место уделено партийному руководству партизанским движением, показано, как Ленинградский обком ВКП(б) направлял всенародную борьбу против гитлеровских захватчиков, создавал и строил свои организации на оккупированной врагом территории, как коммунисты возглавили массовое вооруженное восстание населения против оккупантов. Широко используя опубликованные и неопубликованные материалы, в том числе из советских и зарубежных архивов, автор? профессор, доктор исторических наук? рассматривает основные этапы партизанского движения в области, те трудности, с которыми столкнулись ленинградские партизаны, анализирует ход партизанской борьбы на вражеских коммуникациях, а также в городах и других населенных пунктах. Книга рассчитана на преподавателей, пропагандистов, на всех читателей, интересующихся историей нашей Родины, историей Великой Отечественной войны.
Автор: Память народную можно убить только вместе с народом. Мы никогда не забудем тех, кто рвал жилы на бесчисленных переправах, кто врывался в сожженные города, кто горел в танках, кто прощался с товарищами в последнем пике, кто бросался из окопа под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто тащил с поля боя товарища, кто со связкой гранат бросался под танки врага, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради лампас и отличий, а ради чести и свободы страны, ради того, чтобы никто в мире не навязал нам своей воли. Лучшие среди них не знали бравады, напротив, они хорошо помнили невероятную цену победы, немыслимость усилий, бессчетность жертв. Они никогда бы не победили, если бы их приказы не воспринял как свои солдат в окопах, танкист в броне и летчик в небе? люди от станка и сохи. Ведь перед Родиной мы все равны. И нам позволено точно знать, что главным элементом события, называемого Второй мировой войной, является наша Великая Отечественная война. На наших полях и кровью наших воинов была остановлена неудержимая прежде машина вермахта. Восемь из десяти немцев вольно и невольно сложили оружие, борясь с нашей армией,? признали наши союзники. Именно наша армия и наш народ, беззаветно жертвуя собой, приложили те невероятные усилия, которые повергли ниц главную противостоящую нашему союзу с Западом силу? гитлеровскую Германию, привели нашу коалицию к победе в мировой войне и обеспечили поворот в судьбах мира. Под скромными гипсовыми обелисками на обширных просторах от Эльбы до Волги упокоились вечным сном те, чья оборвавшаяся в цвете лет жизнь? это наша свобода. И пока мы помним себя, мы просто не имеем права в буднях дня, горести неудач и радости свершений забыть тех, кто дал нам свободу жить, творить и исправлять свои ошибки. Иначе в нашей жизни нет смысла.
Из предисловия: Великая Отечественная война, в ходе которой Вооруженные Силы СССР нанесли сокрушительное поражение германскому вермахту, явилась тяжелым испытанием для всего Советского государства. В годы войны погибло более 20 млн. советских людей, были разрушены сотни городов, тысячи сел и деревень, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большие потери понес морской транспорт страны, осуществлявший на протяжении всей войны воинские и народнохозяйственные перевозки на внутренних и внешних морских сообщениях в зонах военных действий. Транспортные суда активно участвовали в оборонительных и наступательных операциях Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР на приморских направлениях. Они перевозили к фронту войска, боевую технику, боеприпасы и продовольствие; вывозили с суши изолированные группировки войск; эвакуировали раненых бойцов, население, промышленное оборудование; перевозили народнохозяйственные грузы на Черном, Азовском и Каспийском морях, в Арктике и на Дальнем Востоке; доставляли из стран антигитлеровской коалиции военную технику и другие стратегические грузы. Многие транспортные и вспомогательные суда, переоборудованные в боевые корабли, вошли в состав Военно-Морского Флота. Основное назначение Справочника? дать работникам морского флота документально обоснованный перечень судов, погибших в годы Великой Отечественной войны, с указанием, по возможности, точного места гибели и количества погибших людей для отдания им почестей в памятных местах, а также для использования приводимых данных в справочно-исторической и воспитательной работе. В Справочник включены транспортные и некоторые служебно-вспомогательные суда Минморфлота грузоподъемностью более 100 т. О гибели малотоннажных и несамоходных судов указывается лишь в том случае, если она сопровождалась значительными человеческими жертвами.
8 сентября 2003 года
Военные мемуары
Аннотация издательства: Автор книги ? начальник оперативного отдела штаба 5 и воздушной армии В своих воспоминаниях он рассказывает о боевых делах авиаторов в годы Великой Отечественной войны, о встречах с видными военачальниками С. М. Буденным, И. С. Коневым, Р. Я. Малиновским. Teпло и проникновенно пишет автор о прославленных летчиках 5-й воздушной армии, показывает роль таких авиационных командиров, как С К. Горюнов, К А. Вершинин. Е. М Белецкий. В Г Рязанов, И. С. Полбин и других. Книга рассчитана на массового читателя.
Аннотация издательства: Автор, капитан в отставке, военный переводчик, в годы Великой Отечественной войны — воздушный стрелок, в составе 43-го гвардейского штурмового авиаполка освобождавший Керчь и Севастополь, рассказывает о своем боевом пути, друзьях-однополчанах, с честью выдержавших воздушные схватки с врагом, размышляет о причинах тяжких потерь в авиации в первые месяцы войны. В книге использованы немецкие архивные документы, отрывки из книг гитлеровских военачальников, свидетельствующие об упорной и напряженной борьбе в крымском небе в 1943 — 1944 годах. Для широкого круга читателей.
Аннотация издательства: 2-я эскадрилья 951-го Нижнеднестровского Краснознаменного ордена Суворова штурмового авиационного полка начала свой боевой путь в битве под Курском. Эскадрилья участвовала в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Донбассе, на Правобережной Украине и в Молдавии, в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. За героизм, мужество и отвагу весь личный состав эскадрильи удостоился высоких правительственных наград, а шесть ее летчиков? звания Героя Советского Союза. В книге ?Эскадрилья героев? Герой Советского Союза полковник Н. Е. Платонов рассказывает о славном боевом пути эскадрильи и героических действиях ее летного и технического состава.
Аннотация издательства: 129 успешных боевых вылетов на разведку и уничтожение живой силы и техники противника совершил за годы войны летчик-штурмовик Михаил Романов. Он всегда доставлял командованию ценные разведданные о противнике. В Проскуровско-Каменец-Подольской, Львовско-Сандомирской, Карпатской, Краковской, Моравско-Остравской и Пражской операциях участвовал командир эскадрильи 565-го Станиславского ордена Суворова III степени штурмового авиаполка Михаил Яковлевич Романов. За мужество и отвагу, проявленные в боях с противником, он был удостоен звания Героя Советского Союза, многих других наград, в том числе медали Чехословацкой республики ?За храбрость?.
Аннотация издательства: Автор книги? Герой Советского Союза, летчик-штурмовик, окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина и Академию Советской Армии. Прослужил в военной и гражданской авиации 57 лет. ?Воспоминания? рассказывают о трудном боевом пути летчика-штурмовика в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в качестве, совершившего на самолете Ил-2 143 боевых вылета. Некоторые из них не всегда заканчивались благополучно. Летчик-штурмовик? военная специальность повышенной опасности, особого риска. В годы Великой Отечественной войны штурмовые авиационные полки несли большие потери, а их летный состав обновлялся по многу раз. Василию Сергеевичу Фролову удалось выжить и через 46 лет стать Героем Советского Союза. В судьбе автора отразилась участь целого поколения, которое платит за грехи бездарных политиков. В мирные послевоенные годы автор книги продолжал работать в авиации, был в гуще многих событий.
Военная история
Аннотация издательства: В основе этой книги - документы из архивов Германии, в большинстве своем не известные не только российским, но и немецким читателям, а также не опубликованные ранее воспоминания участников войны. Несмотры на обилие документов и фактических данных (а, скорее, благодаря им) она читается с большим интересом. Издательство надеется, что в ряду книг о второй мировой войне предложенное Вашему вниманию издание займет достойное место. Для широкого круга читателей.
Стенограммы IX военно-научной конференции ВВС.
Cайт сделал Hoaxer в марте 2001 г. Переделал 5.II.2002 г. Доделал 5.X.2002 г. Обновил 3.I.2004. Реформировал 1.IV.2009. Улучшил 12.I.2012. Новая версия запущена 20.01.2014. Яндекс.Метрика